Цели программы:
1. Изучить основы музееведения и исторического краеведения. Разработать основные этапы развития музея истории села и школы, сформировать у обучающихся мотивации к сохранению традиций школы, способствующих воспитанию патриотизма, любви к Родине.
2. Познакомить учащихся с историко - культурным наследием родного села, района, края;
3. Сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
1. Изучение основ музееведения и исторического краеведения, выявить наиболее перспективные формы и методы работы школьного музея.
2. Изучение прошлого и настоящего села Клочки, Ребрихинского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем селе и районе.
3. Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе и районе.
4. Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
5. Активизация поисковой деятельности учащихся.
6. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
7. Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
8. Пополнение фондов школьного музея работами учащихся по краеведению.
Сроки реализации Программы.
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2012-2015 годов в три этапа:
I этап – подготовительный 2012-2013 учебный год;
II этап – основной 2013-2014 учебный год;
III этап – рефлексивный 2015 учебный год.
На первом этапе предусматривается:
-анализ научной литературы и изучения опыта работы музеев области и страны;
-создание нормативной базы музея истории школы;
-инвентаризация музейных экспонатов, создание инвентарной книги;
-организация работы с архивом;
-обновление стендов, смена экспозиций;
-проработка организационных основ реализации Программы;
-создание методической базы для наиболее эффективной работы с учениками в музее истории школы.
На втором этапе предполагается реализация основных мероприятий Программы.
На третьем этапе анализ реализации мероприятий Программы, составление новой Программы развития.
Основные направления:
Программа «Юный краевед» включает следующие основные направления внеурочной деятельности:
- историческое;
- духовное краеведение;
- краеведение в области литературы и искусства.
Формы проведения занятий:
Экскурсия.
Работа в архивах.
Конференции.
Уроки.
Работа с документами.
Исследовательская деятельность.
Методы работы:
Общеклассная.
Групповая.
Парная.
Индивидуальная.
Принципы программы:
От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство "малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
1. Принцип продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом.
2. Принцип культуросообразности – ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
3. Принцип творческо-практической деятельности – вариативность в рамках Программы.
4. Принцип коллективности – воспитание у учащихся социально значимых качеств, развитие и обучение их как членов общества.
Механизм реализации программы:
1. Организация экскурсий в районный и краевой краеведческие музеи.
2. Пешие экскурсии по селу.
3. Проведение концертов, лекций, экскурсий, внеклассных мероприятий.
4. Сбор материалов.
5. Создание проектов.
6. Оформление собранных материалов.
7. Пополнение материалами школьного музея и Зала боевой и трудовой славы в школе.
8. Участие в школьных, районных и краевых краеведческих конкурсах.
Ресурсы для эффективного решения поставленных задач.
Кадровые:
Директор школы – 1
Руководитель музея – 1
Совет музея – 10
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – 1
Учителя истории, географии, биологии, литературы, ИЗО – 4
Руководитель методического объединения классных руководителей – 1
Материально-технические:
Отдельная комната, площадью 48 кв. метров, находящаяся на 2 этаже школы.
Рекреация второго этажа школы, где размещается Зал Боевой и Трудовой славы.
Стенды, размещенные в коридорах школы.
Хозяйственное содержание помещения музея (отопление, освещение, уборка, охрана, ремонт), а также приобретение необходимого оборудования осуществляет администрация школы при содействии Совета школы.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются:
- средства, полученные в результате организованных акций;
- добровольные пожертвования от родителей;
- средства, полученные в виде добровольных взносов;
- другие источники в соответствии с законодательством РФ.
Информационные:
Модемная связь, Internet, электронная почта. Лекционный класс. Библиотека. Мультимедийный комплекс: экран, проектор, телевизор, видеомагнитофон, принтер, сканер. Информационно-библиотечный центр. Компьютерный класс. В 3 кабинетах интерактивные доски, проекторы.
Прогнозируемые результаты:
1. Участие кружковцев в мероприятиях, экскурсиях, конкурсах, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем селе, районе, крае.
2. Применение учащимися приобретенных знаний по истории и культуре родного края, района, села на уроках истории, литературы, географии. Развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю.
3. Выработка и проведение единой политики в области формирования патриотизма в школе.
4. Создание постоянно действующей системы патриотического воспитания, включающей в себя соответствующие структуры, осуществляющие комплекс мероприятий по формированию у учащихся определенного мировоззрения, основанного на демократических ценностях, благородстве и любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите.
5. Закрепление в содержании образования таких ценностей, как права и свободы человека, мир, уважение к истории Российской Федерации и ее народов, ответственность, толерантность, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.
6. Формирование у учащихся следующих компетентностей:
- коммуникативная компетентность: выработка способности взаимодействовать с другими людьми и, прежде всего, при решении социальных проблем;
- компетентность в учебно-познавательной деятельности (исследовательская компетентность): самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т.д.;
- морально-нравственная компетентность: совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям и др.;
- когнитивная компетентность: готовность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, в личной и общественной жизни;
- компетентность в социальной сфере: анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, понимание личной ответственности за будущее страны, уважительное отношение к Родине, толерантное отношение к окружающим и т.д.
Перечень описание и программных мероприятий