Случайное фото

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:





Понедельник, 29.04.2024, 19:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Школьный краеведческий музей истории села Клочки
Главная | Регистрация | Вход
Программа музея


Комитет по образованию 
Ребрихинского района Алтайского края
МКОУ «Клочковская средняя общеобразовательная школа»
Ребрихинского района Алтайского края


Согласовано:                                                                                                                                                          Утверждаю:
Руководитель методического                                                                                                                        директор школы
совета__________Рожкова Н.А.                                                                                                ___________Башкатова Н.В.
Протокол №_________________                                                                                                Приказ №_______________
от___________________2012 г.                                                                                               от_________________2012 г.


 Программа внеурочной деятельности краеведческого кружка
«Юный  краевед».

                                                          
Составитель:
Воробьинский Сергей Валентинович,
учитель истории и обществознания МКОУ
«Клочковская средняя общеобразовательная 
школа» Ребрихинского района
Алтайского края, руководитель школьного
музея истории села.

Содержание

1. Паспорт Программы
2. Пояснительная записка
3. Цели и задачи Программы
4. Сроки реализации Программы
5. Основные направления Программы
6. Формы проведения занятий
7. Методы работы
8. Принципы Программы
9. Механизм реализации Программы
10. Ресурсы для эффективного решения поставленных задач
11.Прогнозируемые результаты
12. Перечень и описание программных мероприятий
13. Тематический план
14. Содержание программы
15. Учебно-тематический план
16. Требования к уровню подготовки учащихся
17. Литература

Паспорт программы 

1.

Наименование программы

Программа внеурочной деятельности краеведческого кружка «Юный краевед» МКОУ «Клочковская средняя общеобразовательная школа» Ребрихинского района Алтайского края

2.

Заказчик программы

Администрация МКОУ «Клочковская средняя общеобразовательная школа» Ребрихинского района Алтайского края

3.

Сроки реализации программы

2012 – 2015 гг.

4.

Количество часов

140 часов.

5.

Исполнители и соискатели

Администрация школы, руководитель музея, Совет музея, учителя истории, географии, биологии, литературы, ИЗО.

6.

Источники финансирования

- средства, полученные в результате организованных акций;

- добровольные пожертвования родителей;

- средства, полученные в виде добровольных взносов;

- другие источники в соответствии с законодательством РФ.



Пояснительная записка.

    В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно - исторической общности. Историческое сознание личности помогает ориентироваться в настоящем, определять направления в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую идентичность. 
   Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный краеведческий музей – это центр учебной и воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, села, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой.
     Клочки – село с богатой и интересной историей.  Все основные исторические события России на протяжении двух с половиной веков нашли здесь свое отражение. Через историю родного села, учащиеся знакомятся с историей всей страны, и она становится ближе и понятней.
   В нашей школе с 1999 года  работает школьный краеведческий музей истории села Клочки. Тогда же был образован первый отряд юных краеведов «Поиск». Музей имеет паспорт и включён в реестр музеев Алтайского края. Конечно, музей начал свою работу благодаря инициативе, большой организационной, научно - методической деятельности педагогического и школьного коллектива школы.
    Музей стал тем местом, где воплощены были замыслы и реализованы многие цели учителей и ребят. Это школьный проект по созданию музея, над которым  работали в течение длительного времени. Музей увековечил память об учителях-ветеранах школы, началась активная работа по сбору материала об истории школы и села. Организация школьного музея стала одной из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов и историков, объединяющая не только актив музея, но и широкие массы учащихся, учителей, родителей, бабушек и дедушек, общественности.
   Вокруг музея сформировался ученический и педагогический  актив, был создан совет музея, куда вошли учителя, учащиеся, ветераны, представители общественности. Были определены цели и задачи музея: 
- историко-краеведческое и патриотическое воспитание; 
-поиск и сбор материалов краеведческого характера;     
-учет и хранение собранных документов, предметов, материалов и их научная проверка, систематизация и методическая обработка; 
-оформление и экспонирование материалов;   
-использование материалов музея в учебно-воспитательной работе.  
     В процессе формирования фонда в музей поступило много предметов быта советского периода, поэтому в тематический план был включен раздел, посвященный культурно-историческому наследию прошлого века, который стал основой для изучения и понимания особенностей определенного исторического периода, того времени, когда была построена наша школа.  
      Сбор материалов ведется постоянно через систему заданий, разработкой которых занимается совет музея. Предполагается расширение экспозиций музея, что в свою очередь расширит орбиту включения учеников в краеведческую работу. 
    Все это заставляет сосредоточить усилия на проектировании способов четкой работы музея с целью конструирования и организации этого процесса путем применения современных исследовательских образовательных технологий и развития инновационных сетей. Наиболее эффективным решением проблемы с этой точки зрения, является создание программы развития музея. В связи с этим была разработана Программа внеурочной деятельности краеведческого кружка «Юный краевед».
   Программа учитывает опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития российского гражданского общества и государства, определяет основные пути поэтапного развития школьного музея на научной основе, ориентирована на учащихся общеобразовательных школ, способствует полному и всестороннему развитию человеческой личности, воспитанию учащихся в духе демократических ценностей, выработке и реализации способностей каждого к активному и ответственному участию в жизни общества и государства, формированию патриотизма. Данная программа - обобщение многолетней систематической работы по краеведению, проводимой  в нашей школе.  
     Программа внеурочной деятельности краеведческого кружка "Юный краевед” предназначена для проведения кружковых занятий на базе МКОУ
« Клочковская средняя общеобразовательная школа». В ней содержатся разные трактовки исторических событий и явлений, происходивших в селе с момента образования села до современности. Это предполагает рассмотрение разных точек  зрения на исторические события и явления, организацию работы учащиеся с широким кругом исторических материалов, проведение экскурсий, исследовательских работ и др.    
      Программа ориентирована на учащихся 5-11 классов. Программа  рассчитана на 140 учебных занятий  и должна быть  реализована  в течение трёх лет из расчета: первый  год – 1час в неделю, второй год – 1 час в неделю, третий год – 2 часа в неделю. 

Цели программы:

1.  Изучить основы  музееведения и исторического краеведения. Разработать основные этапы развития музея истории села и школы, сформировать у обучающихся мотивации к сохранению традиций школы, способствующих воспитанию  патриотизма, любви к Родине.
2.  Познакомить учащихся с историко - культурным наследием родного села, района, края;
3. Сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи программы:

1. Изучение основ музееведения и исторического краеведения, выявить    наиболее перспективные формы и методы работы школьного музея. 
2. Изучение прошлого и настоящего села Клочки, Ребрихинского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем селе и районе.
3. Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе и районе.
4. Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
5. Активизация поисковой деятельности учащихся.
6. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
7. Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
8. Пополнение фондов школьного музея работами учащихся по краеведению.


Сроки реализации Программы.

Реализация Программы будет осуществляться в течение 2012-2015 годов в три этапа:
I этап – подготовительный  2012-2013 учебный  год;
II этап – основной  2013-2014 учебный год;
III этап – рефлексивный 2015 учебный год.
На первом этапе предусматривается:
-анализ научной литературы и изучения опыта работы музеев области и страны;
-создание нормативной базы музея истории школы;
-инвентаризация музейных экспонатов, создание инвентарной книги;
-организация работы с архивом;
-обновление стендов, смена экспозиций;
-проработка организационных основ реализации Программы;
-создание методической базы для наиболее эффективной работы с учениками в музее истории школы.
На втором этапе предполагается реализация основных мероприятий Программы.
На третьем этапе анализ реализации мероприятий Программы, составление новой Программы развития.

Основные направления:

Программа «Юный краевед» включает следующие основные направления внеурочной  деятельности: 
- историческое;
- духовное краеведение; 
- краеведение в области литературы и искусства.

Формы проведения занятий:

Экскурсия.
Работа в архивах.
Конференции.
Уроки.
Работа с документами.
Исследовательская деятельность.

Методы работы:
Общеклассная.
Групповая.
Парная.
Индивидуальная.
Принципы  программы:
От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство "малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
1. Принцип продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом.
2. Принцип культуросообразности – ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
3.  Принцип творческо-практической деятельности – вариативность в рамках Программы.
4. Принцип коллективности – воспитание у учащихся социально значимых качеств, развитие и обучение их как членов общества.

Механизм реализации программы:

1. Организация экскурсий в районный и краевой краеведческие музеи.
2. Пешие экскурсии по селу.
3. Проведение концертов, лекций, экскурсий, внеклассных мероприятий.
4. Сбор материалов. 
5. Создание проектов.
6. Оформление собранных материалов.
7. Пополнение материалами школьного музея и Зала боевой и трудовой славы в школе.
8. Участие в школьных, районных и краевых краеведческих конкурсах.

Ресурсы для эффективного решения поставленных задач.

Кадровые:

Директор школы – 1
Руководитель музея – 1
Совет музея – 10
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – 1
Учителя истории, географии, биологии, литературы, ИЗО – 4
Руководитель  методического объединения классных руководителей – 1 

Материально-технические: 

Отдельная комната, площадью 48 кв. метров, находящаяся на 2 этаже школы. 
Рекреация второго этажа школы, где размещается Зал Боевой и Трудовой славы.
Стенды, размещенные  в коридорах школы.
Хозяйственное содержание помещения музея (отопление, освещение, уборка, охрана, ремонт), а также приобретение необходимого оборудования осуществляет администрация школы при содействии Совета школы.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов  являются:
- средства, полученные в результате организованных акций;
- добровольные пожертвования от родителей; 
- средства, полученные в виде добровольных взносов;
- другие источники в соответствии с законодательством РФ.

Информационные:

Модемная связь, Internet, электронная почта. Лекционный класс. Библиотека. Мультимедийный комплекс: экран, проектор, телевизор, видеомагнитофон, принтер, сканер. Информационно-библиотечный центр.  Компьютерный класс. В 3 кабинетах интерактивные доски, проекторы.

Прогнозируемые результаты:

 1. Участие кружковцев в мероприятиях, экскурсиях, конкурсах, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем селе, районе, крае. 
2.  Применение учащимися приобретенных знаний по истории и культуре родного края, района, села на уроках истории, литературы, географии. Развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю.
3. Выработка и проведение единой политики в области формирования патриотизма в школе.
4. Создание постоянно действующей системы патриотического воспитания, включающей в себя соответствующие структуры, осуществляющие комплекс мероприятий по формированию у учащихся определенного мировоззрения, основанного на демократических ценностях, благородстве и любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите.
5. Закрепление в содержании образования таких ценностей, как права и свободы человека, мир, уважение к истории Российской Федерации и ее народов, ответственность, толерантность, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.
6. Формирование у учащихся следующих компетентностей: 
- коммуникативная компетентность: выработка способности взаимодействовать с другими людьми и, прежде всего,  при решении социальных проблем;
- компетентность в учебно-познавательной деятельности (исследовательская компетентность): самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т.д.;
- морально-нравственная компетентность: совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям и др.; 
- когнитивная компетентность:  готовность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки  в профессиональном плане, в личной и общественной жизни; 
- компетентность в социальной сфере: анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, понимание личной ответственности за будущее страны, уважительное отношение к Родине, толерантное отношение к окружающим и т.д.

Перечень описание и программных мероприятий


        Тематический план



На главную      Далее    Назад
                                                                                                                                  

Copyright MyCorp © 2024