Случайное фото

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:





Понедельник, 29.04.2024, 21:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Школьный краеведческий музей истории села Клочки
Главная | Регистрация | Вход
Коллективизация


                      Село в период коллективизации сельского хозяйства.   

            В сёлах и деревнях Алтая, как и по всей стране, нарастает кооперативное движение. Наиболее распространёнными были потребительская, бытовая и кредитная кооперация. Производственная кооперация, как мы видим на примере коммуны «Свет-2» распадались, прекращали своё существование. Но отдельные коммуны устояли и окрепли. В качестве  примера можно привести коммуны «Красные орлы» (Петропавловского района), «Новый свет» (ныне колхоз имени Гринько Шипуновского района) и десятки других. Они-то и были примером производственного кооперирования крестьян.
   Вначале (после окончания гражданской войны) трудовое крестьянство, получая помощь со стороны государства, стремилось укреплять свои индивидуальные хозяйства. Рост кулачества сдерживался ограничениями в аренде, эксплуатации наёмного труда, повышением налогового обложения. В 1927 году в Барнаульском округе в хозяйствах с посевом более16 десятин с каждого члена семьи бралось налога по 8 рублей 24 копейки. Бедняки постепенно расширяли своё хозяйство, часть кулаков переходило в разряд середняков: деревня осереднячивалась.
    Для многих крестьян становилось ясно, что в мелком индивидуальном хозяйстве нельзя добиться коренного улучшения своей жизни.. Необходимо было объединить свои хозяйства в единое коллективное, т.е. в колхозы. Но опыт первых коммун показал, что объединиться нужно как –то по другому в смысле обобществления имущества, организации производственной деятельности, оплаты труда. Весной 1929года появились кооперативные тракторные колонны: Шипуновская (Рубцовский округ) и Троицкая (Славгородский округ)  Они оказывали помощь единоличникам в обработке полей, но было очевидно, что применение  тракторов (а они уже были в передовых коммунах и ТОЗах) на маленьких участках   нецелесообразно. Пример коммун, колхозов, личный опыт участия в простейших кооперативных объединениях убеждал крестьян в преимуществах коллективного хозяйствования. В.И.Ленин в своей статье «О кооперации» сравнивал рост кооперирования с ростом и укреплением социализма.
    Кулаки всячески сопротивлялись наступлению социализма. В 1927-28гг зимой в стране начались продовольственные трудности. В связи с успехами индустриализации росли   города, росла численность рабочего класса, а следовательно, возросли потребности в продовольствии и сырье. Середняцкие хозяйства –это малотоварное хозяйство, они не могли дать много хлеба государству или продать его на рынке, большинство полученной сельскохозяйственной продукции потреблялось внутри такого хозяйства. Этим решили воспользоваться кулаки. Они начали хлебную стачку, стали саботировать продажу хлеба государству по твёрдым ценам. Отдельные кулаки говорили: «Лучше хлеб пусть сгниёт, а сдавать не повезу» Кулаки сжигали свои необмолоченные скирды снопов, прятали и гноили хлеб в ямах.
    Тогда государство стало применять к кулакам 107 статью уголовного кодекса, как к спекулянтам. Виновные предавались суду, хлеб конфисковывался, 25% его распределялось среди бедноты. Крестьяне говорили: «Давно бы надо кулаков судить, агитацией их не пробьёшь»
    Благодаря чрезвычайным мерам саботаж кулаков был сорван, хлебозаготовки увеличились в несколько раз.
    Кулаки поджигали сено колхозов, хлеб на полях бедноты, убивали активистов, распространяли провокационные слухи, запугивали бедняков. Крестьян это не пугало. В 1928 году только в Барнаульском округе действовало 168 государственных машинопрокатных пунктов. Постепенно крестьянство убеждалось в правильности пути коллективного ведения хозяйства. Уже в это время постепенно происходит массовый поворот трудового крестьянства в сторону коллективизации. Это создавало  условия для сплошной коллективизации бедняцких и середняцких хозяйств, а усиливающаяся враждебная деятельность кулачества –вопрос о ликвидации этого последнего эксплуататорского класса.
      Темпы коллективизации ещё более усилились в1930году. К весне этого года в колхозы в Алтае вступило более 30% крестьянских хозяйств. Во время коллективизации были допущены ошибки и перегибы, которые вызвали небольшой отлив из колхозов. На основе указания ЦК ВКП (б), статья И.В.Сталина «Головокружение от успехов» -эти перегибы были решительно устранены. С осени 1930г процесс коллективизации снова пошёл быстро. Большое значение для роста и укрепления коллективных хозяйств имело создание Машино-тракторных станций (МТС), которые на договорных началах обслуживали эти кооперативные объединения. Большую роль в развитии колхозного движения на Алтае сыграли ленинградские рабочие –двадцатипятитысячники, которые были посланы ЦК ВКП(б) для организации и укрепления вновь созданных колхозов. В большинстве своём они были избраны председателями колхозов и на деле проводили в жизнь Ленинский кооперативный план. Большое значение имела разъяснительная работа, которую проводили «красные сваты». Так называли крестьяне пропагандистов, выделяемых колхозами. На конкретных примерах из собственного опыта они убеждали единоличников в выгодности объединения и агитировали за вступление в колхозы. Цифры, с которыми знакомились крестьяне, были красноречивы, и это убеждало в преимуществах коллективного ведения хозяйства.
      К концу 1932года коллективизация на Алтае была в основном завершена. В колхозы объединились 71,5% крестьянских хозяйств, а засеваемая ими площадь составляла 93,45 всех обрабатываемых земель.
      В нашем селе, как и во всех сёлах Алтая, проходили те же процессы, что и по всей стране. Вместе с работой по коллективизации проходила работа по хлебозаготовкам и мобилизации денежных средств. Село было разбито на участки, в каждом участке была создана участковая комиссия, а руководила ими центральная комиссия села. Всю работу, как правило, проводили вечерами, в ночное время и по воскресеньям, так как крестьяне работали в своём хозяйстве, а вечером были дома.
     Кулаки, зажиточные крестьяне вели агитацию против коллективизации и хлебозаготовок, они говорили, что в коммуне не будет семьи, все будут спать под одним одеялом, дети не будут знать своих отцов, а женщины –мужей. Сейчас этим сказкам никто не верит, а тогда они имели определённое влияние. Кулаки и зажиточная часть села прятали хлеб в ямы, по ночам тайно забивали скот, птицу, и везли продавать на «чёрный» рынок, а государству по твёрдым ценам не продавали. У кулака Трубникова в ямах активистами села было найдено более 1000пудов хлеба и несколько десятков овчин и кож. Хлеб в ямах был найден у Юдаковых –Фитлаткиных, у Юдаковых –Лопухиных, Донских –Золотовых, Лисенковых и мн. Других. А сколько его в земле осталось, этого не знает никто и по сей день. Вся  работа проходила в жестокой классовой борьбе. Кулаки не только прятали хлеб, уничтожали скот, вели агитацию против коллективизации и хлебозаготовок, они и применяли физические меры против коммунистов. Комсомольцев, актива села, против тех, кто сочувствовал и помогал в проводимой работе. Активисты, шедшие ночью с собрания или участковых комиссий, подвергались из-за угла нападению, в них бросали палки, обрушивался град камней и кирпичей. Поэтому ходили группами по 3-5 человек, активистам было выдано оружие (наганы), чего кулаки боялись. Вот один из примеров: однажды секретарь партийной ячейки Кузнецов и председатель сельсовета Шилков пришли на работу в Сельсовет без оружия. Но по-видимому у кулаков были везде свои глаза и уши –заметили, что вызванные в райком партии руководители уехали без оружия. Их срочно вызвали в райком партии. Оттуда они приехали поздно ночью.  Кузнецов остался ночевать в Сельсовете, а Шилков пошёл домой. Идти нужно было мимо церкви. Только он поравнялся с церковной оградой, как на него обрушился шквал камней. Один из камней попал в лицо, но вскользь, сильно поцарапал его, а могло быть намного хуже. Таких нападений было много, хорошо, что они обходились без жертв. В такой обстановке создавалась коммуна «Знамя труда». Главная трудность –как отмечалось выше- состояла в том, что был взят курс на организацию коммуны, в которой обобществлялось всё движимое и недвижимое имущество крестьян, вплоть до птицы. У крестьянина оставалось только кухонная посуда, одежда и обувь. А крестьянин вёл веками своё единоличное хозяйство, имел дом, надворные постройки, лошадей, коров, овец, поросёнка , птицу, с/х инвентарь –всем этим был он полным хозяином. В коммуне всё его хозяйство объединялось, это его сильно пугало и тормозило ход   коллективизации.
     Несмотря на агитацию кулаков, их подпевал, зажиточных крестьян в 1927году в заречной части села образовалось товарищество по совместной обработке земли, в которое вступили Шилков В, Чугунцов А, Михеев Л, Лосев А, Завьялов А, Майоров А , Майоров П, Гришков А, Борисов П. Кузнецов Ф, Поляков И, и другие, которые выселились на Зимин (где сейчас первое отделение Павловского совхоза). Одновременно с этим из крестьян сёл Клочки и Рогозиха  в 7км. от Клочков возникла на базе коммуны «Свет-2» коммуна «Победа». Она занимала площадь, носящую название Ямки. Из клочковских крестьян в этом объединении был Денисов З, Чернов С, Сторожева А.Я., Теляльков Е, Теляльков И, Лосев А, Иванов М. Гришков А.И., Елховский Н.С., Мысин И.И. и другие. В дальнейшем эта коммуна самораспустилась, жители Рогозихи вступили в колхоз с. Рогозихи, а жители с.Клочки вернулись в родное село. В Клочках усилилась работа по коллективизации и борьбе с кулачеством. Таких кулаков, как Юдаковых, Лаптевых, Трубниковых, Пшеничкина. Стародубова и других –раскулачили и осудили за невыполнение государственных платежей. В 1929 году в марте месяце организовалась коммуна «Знамя труда». В неё вступили первыми: Кувалдин И.О., Пылев С., Фомичев И.А., Иванов Ф.. Иванов И.Ф., Фомичёв А., Зырянов Т, Сарычев Я, Серебренников П.С., Стародубов И., Сарычев М., Чернов С., Гаврилов З.Т., Бобров Ф.. Денисов Т.. Яшакин М., Фокин С.. Шутов М, Ковылин И., Елховский И., Самодуров А.Г., Теляльков Егор, Иван и Василий были отличными сапожниками, после роспуска коммуны «Победа» они вернулись в Клочки и в 1929году вступили в коммуну «Знамя труда». Отличным активистом по работе с хлебопоставками показал себя Теляльков Василий Егорович. Он вместе с другими активно участвовал в мобилизации денежных средств и коллективизации населения. Что касается Толстошеева Якова, то после распада рогозихинской коммуны он остался на месте коммуны со своей семьёй один. Ему от коммуны осталась крупорушка, которой он пользовался. В 1931году он вступил в колхоз «Знамя труда», где работал бригадиром, а потом полеводом.
    В 1929году машинное товарищество заречной стороны села в полном составе вступило в коммуну «Знамя труда». В марте месяце состоялось первое организационное собрание, на котором было избрано правление коммуны во главе с председателем Кувалдиным Иваном Осиповичем.
    Счетоводом утвердили Серебренникова Петра Степановича, кладовщиком Гаврилова Захара Тарасовича, дали название коммуне «Знамя труда», приняли Устав с/х коммуны. Таким образом, коммуна организационно оформилась и приступила к работе.
     Приближалась пора весеннего сева. Коммунары стали готовить плуги, бороны, сеялки (их было 4-5 штук), брички, телеги, тару, сбрую и конечно, главную тягловую силу –коней. Была создана бригада пахарей 27-30 плугов –бригадиром был назначен Чугунцов Алексей, помощником бригадира Самодуров Александр Герасимович. Были созданы и другие бригады и звенья: боронильщиков и сеяльщиков. Сеяли в основном вручную, так как сеялок было мало. В апреле землеустроитель Сенечкин отвёл коммуне землю. Одно поле за огородом и теперь за кладбищем и МТФ. А другое поле от сегодняшнего подворья Сатюкова Анатолия Владимировича по Павловской дороге и до бора.
    Прямо за огородами первого поля стояли кирпичные сараи Бакушкина Егора, Лапшина Сидора, Клюева Никиты. Настал день выезда в поле. Бригада пахарей коммуны выехала на первое поле. Самодуров А.Г., как зам.бригадирра –впереди, за ним вся бригада. Выехав за село, коммунары увидели очень много народа и все женщины. Сперва подумалось, что единоличники вышли в поле посмотреть, как коммунары будут работать. Но они ошиблись в своих предположениях. Объехали один круг, а на втором кругу их окружили женщины с палками в руках и с криками: «Не пашите землю! Коммунары, вон с поля!» Эти вскрики сопровождались нецензурной бранью в адрес пахарей. Руководство коммуны дало пахарям указание: не трогаться и не делать попыток грубого обращения и тем более применять силу к этим нервно-возбуждённым женщинам. Так и простояли до обеда, уговаривая их идти домой, но всё было бесполезно. Женщины окружили пахарей стеной и не давали пахать. Эта враждебная акция была организованна кулаками. Когда женщины «воевали» с коммунарами, мужчины в это время прятались в сараях, ждя момента, когда пахари применят силу, и тогда они пришли бы на защиту женщин. Организуя попытку сорвать пахоту в коммуне, кулаки устроили наблюдательный пункт на колокольне церкви, откуда хорошо просматривалась дорога на Павловск и Ребриху и посадили там своих наблюдателей. Около обеда наблюдатели заметили, что со стороны Павловска едут в Клочки военные и передали об этом толпе на поле. Женщины побросали свои палки и побежали в село, а из сараев в том же направлении побежали более ста человек мужчин, которых раньше коммунары не замечали. Приехав на обед, коммунары увидели в ограде коммуны взвод красноармейцев, которые пробыли в селе до утра, а потом уехали по своему назначению. Утром пахари выехали в поле, кулаки больше не мешали им. Посевную кампанию коммуна провела хорошо, сев закончили своевременно и с хорошим качеством. Урожай получили значительно выше, чем на своих полях единоличники. После сева партийная организация села, сельисполком Совета получили указания из райкома партии и райисполкома о выселении кулаков в отдалённые районы страны.                  
    Партийная организация, сельисполком, комсомольцы в апреле месяце 1929года сделали попытку выселить одну группу наиболее богатых кулаков –ярых противников коллективизации. Но кулаки сумели сорвать это выселение. 15 семей из села на подводах были направлены на новое место жительства. Конвоирами выселяемых был Стародубов Иван и Самодуров Александр. Провожать кулаков вышли их родственники (тоже кулаки) и любопытные сельчане. Ехали по Лебяжинской клице, выехали за село, поднялись на бугор к лесу. Осип Юдаков (Филаткин) –человек богатырского роста и телосложения, недавно пришедший в РККА, закричал: «Братцы, за что мы воевали? Берите свои вещи и в село!» После этой команды подводы с выселяемыми оказались пустыми. Женщины вернулись в село, а мужчины ушли в неизвестном направлении.
      После завершения сева снова приступили к выселению кулачества уже в масштабах района. Работа эта проводилась ночью, был учтён урок первого выселения. Были выделены из коммуны подводы, ездовыми на которых назначались комсомольцы. В группы выселения входили и члены Сельсовета, как представители Советской власти. Им было задание -вывести намеченные семьи кулаков на Пасекскую дорогу в кромку леса. Всю работу необходимо было провести до рассвета, что и было сделано. Утром село проснулось, а в селе уже не было ни одной кулацкой семьи. Куда их отправили,  - никто не знал, кроме группы выселения. Из кромки леса уже днём их перевезли в Ребриху, куда свозили кулаков со всего района. Под охраной, выделенной с\Советами активистов, милиции, работников ОГПУ кулаки находились в ребрихинских сараях 2-3 дня. В группу охраны от Клочковского  сельСовета  были выделены Старадубов И., Зырянов И., Завьялов И., Самодуров А., Когда собрали кулаков со всего района, их под этой охраной на подводах повезли до Барнаула, от Барнаула по железной дороге до г.Томска, а там в Нарым. Так, в основном, на базе сплошной коллективизации закончилась у нас ликвидация последнего эксплуататорского класса – кулачества. Но остальные группы и лица продолжали борьбу против колхозного строя. Они поджигали колхозные амбары, убивали коммунистов, комсомольцев, активистов. Так был убит в Рожневом Логу наш односельчанин Шашков Александр Родионович, который был направлен туда райкомом партии председателем колхоза.
      После выселения кулаков из села, на наглядном примере нашей коммуны, которая работала дружно, весело, повышение экономики коммуны, материального благосостояния коммунаров – крестьян смелее пошли в коммуну. В 1939 году коммуна численно увеличилась вдвое.
      В этом же году коммуне из кредитного общества передали 10 коней, 10 телег, бричек, сбрую, 3 конных сенокосилки, 2 лобогрейки, 3 жатки, 3 сеялки. Это было большой помощью в смысле технического оснащения коммуны. Коммуна стала работать более производительно. А как работали!
     На уборке урожая мужчины вручную косили крюками, а женщины вручную вязали снопы. Работали с рассвета до темноты вечером, дружно, весело и с песнями. В поле выезжали все женщины, даже те, у которых были грудные дети. Приедут на поле женщины с грудными детьми, повесят люльку на сук берёзы, а если нет берёзы –на оглобли телеги, а сами на полосу идут вязать снопы. В это время за детьми присматривали 7-8 летние девочки. Все от малого до старого участвовали в общественно-полезном труде. Хлеб молотили кустарными молотилками, была одна полусложная машина, приобретённая ещё машинным товариществом.
      В 1931 году коммуна приняла Устав с/х артели. Крестьяне в колхоз пошли ещё дружнее. В личной собственности крестьянина оставался дом, надворные постройки, корова, овцы, свиноматка с приплодом, птица. В колхоз же он сдавал лошадь, сбрую, телегу, с\х инвентарь, амбар. Это его в какой-то мере устраивало. К концу 1931 года коллективизация в селе была  в основном завершена. Колхоз насчитывал в своём составе более 300-х бывших единоличных хозяйств. В 1931году была создана МТС. На посевной 1932 года на полях колхоза уже работали тракторы марки «Кейсс», «Фардзон».
    В 1930году в село для укрепления коллективного хозяйства и успешного проведения коллективизации прибыл двадцатипятитысячник ленинградский рабочий Коротченко Матвей. Он был избран председателем коммуны. Это был очень хороший человек-коммунист, прекрасный организатор, воспитатель, умел работать с людьми и люди его уважали. Но руководил сравнительно недолго, в 1932 году он уехал в Ленинград.
     В районном архиве сохранился передаточный акт от 09.05.1932года, по которому председатель с/х артели «Знамя труда» Кувалдин И.О. в присутствии зам.председателя Москова Якова, члена ревкомиссии Иванова Григория и счетовода Сидорова Григория передал руководство артелью согласно постановления расширенного заседания правления от 6 мая 1932года Шилкову Василию Дмитриевичу.В акте указано, что в колхозе 305 хозяйств, населения 1392 человека, колхоз в организационном отношение имеет 5 полеводческих  и животноводческих бригад. Радиус населения колхозников 6 км.
    Посевная площадь на 1932год -3338 га, к посеву приступлено 27 апреля, к 8мая засеяно 28,8% к плану…
    В колхозе имелось лошадей рабочих 251 голова, молодых 38 голов, быков и нетелей 22 головы, телят 252 головы, на свиноферме 83 головы, 831 голов овец, птицы 400 голов, кроликов 40 голов, пчёл 10 ульёв… Числятся наличности кассы, на текущем счёте госбанка и других государственных организаций 8385 рублей. Уплата задолжностей и срочных ссуд погашено своевременно и полностью, а также произведены расчёты с членами колхоза своевременно…
     Вот что представляло собою то неполное по описанию хозяйство с/х артели «Знамя труда» на май 1932года.


Copyright MyCorp © 2024