Случайное фото

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:





Пятница, 29.03.2024, 12:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Школьный краеведческий музей истории села Клочки
Главная | Регистрация | Вход
Церковь


      Система приходов Барнаульского Духовного правления в первой половине 19 века была недостаточно развитой. В 1829 году на территории с населением около 100 тысяч человек насчитывалось всего 16 церквей. При постоянном росте населения и образовании новых населенных пунктов требовались новые церкви, которые «разгрузили» бы уже существующие. Еще одной проблемой для светского и духовного начальства являлись старообрядцы, составлявшие около 15% населения Барнаульского Духовного правления, иногда деревни полностью состояли из кержаков – раскольников.  
      В 1847 году, при рассмотрении в Комитете Министров государственного имущества в Сибири, было обращено внимание на недостаток там православных церквей и стесненное положение духовенства. В 50 – е годы 19 века произошел небывалый всплеск строительства новых церквей и образования новых приходов. Зачастую церковь не успевали достроить и освятить, а приход уже был образован, и причт определен.  
     История становления церкви в нашем селе Клочки очень интересна. После разрешения крестьянам селиться на землях Алтайского округа в 1865 году сюда хлынул поток переселенцев из европейских губерний России. В Клочках поселялись в основном выходцы из Тамбовской, Рязанской и Воронежской губерний. Новые жители деревни и стали инициаторами строительства храма. Местное население отнеслось к этой идеи равнодушно. Переселенцы с удивлением смотрели на них: как можно жить без церкви и пастора?  
    Вопреки сложившемуся стереотипу в Сибирь ехали не самые бедные крестьяне, у многих имелись денежные запасы. В это время в Ребрихе шло строительство новой церкви, а судьба старого здания оставалась неясной. Его предполагалось перенести на сельское кладбище. Такой шанс клочковцам упускать было нельзя, и в 1886 году крестьяне выкупают старую ребрихинскую церковь Божия Матери Одигитрии, которая была построена по архитектурному плану № 5 «Высочайше утвержденных чертежей в 1855 году для церквей Сибири», рассчитанную на 120 прихожан и перевозят ее в Клочки.
     В ноябре 1887 года в Клочках состоялось освещение храма во имя Казанской иконы Божьей Матери. Церковным старостой выбрали Мирона Зырянова.
     Наличие храма без собственного священника не давало Клочкам статус села (в сложной иерархии населенных пунктов царской России селом становилась деревня, обзаводившаяся собственной церковью и священником). Таким образом, Клочки стали вторым селом после Ребрихи на территории современного Ребрихинского района, где была построена церковь.
     В 1890 году для будущего причта рядом с церковью построили два дома. 10 мая 1890 года диакон, состоящий псаломщиком при Петропавловском соборе города Барнаула, Симеон Лавров определен на священническое место Богородице - Казанской церкви. Псаломщиком назначили Константина Стабникова.
     Весной 1892 года, не прослужив и двух лет, отец Симеон умирает, а в июне этого же года увольняется псаломщик.
     27 апреля 1892 года священник села Елбанского Никанор
Прибытков переводится в Клочки. Начало его служения было омрачено эпидемией холеры. Отец Никанор активно включается в борьбу с напастью: снабжает больных лекарствами, купленными на свои средства, проводит дезинфекцию помещений.
    Население Клочков очень быстро росло в этот период за счет притока переселенцев: насчитывалось около 300 дворов с населением около 2,5 тысяч жителей. Имелось 3 мануфактурных и 2 мелочных лавки, хлебозапасный магазин, земская станция, казенная винная лавка. Проводились две недельных ярмарки.
     В 1893 году общественники села подали прошение епархиальному начальству о желании воздвигнуть новый храм по плану № 31 (больший по площади). 28 января 1894 года разрешение было получено, а 22 апреля освятили место будущего строительства. Попечителем о постройки церкви стал все тот же Мирон Зырянов. Участок для заготовки леса на строительство церкви отвели в 80 верстах от села.
     В июне 1895 года началось строительство. Мирон Зырянов не увидел своего детища, он умер до завершения работ. Через год, летом 1896 года церковь освятил благочинный 20 округа отец Василий Лебедев при участии семи священников и четырех диаконов соседних приходов. Она была построена на самом красивом месте, в центре села, где сейчас находится сельский Дом культуры. Место было выбрано не случайно – церковь было видно со всех уголков села.
    Содержание церковнослужителей ложилось на плечи прихожан. Священники получали доходы от треб, процент с причтового капитала, готовые жилые помещения, ругу (жалование хлебом) в размере 1000 пудов в год. Денежные средства поступали в казну прихода за счет тарелочных и кружечных сборов, пожертвований прихожан. Священники имели доход от земли до 150 рублей в год.
    В свою очередь приход отчислял определенный процент от доходов в пенсионный капитал, на содержание осиротевшим семьям священников. С 1901 года храмы Томской губернии обложили налогом на строительство женского епархиального училища. Шкала налогообложения дифференцировалась в зависимости от доходов приходов. В разряд богатых попал и храм села Клочки.
    При церкви имелось 90 десятин пахотной земли и 9 десятин сенокоса. Все сельскохозяйственные работы выполняли тоже прихожане.
    В сторожке при храме размещалась церковноприходская школа. В ней обучалось до 15 мальчиков. Но уже к самому концу 19 века учеников было около 40. Отец Никанор на сельских сходах настойчиво проталкивал мысль о новой школе. По ходатайству благочинного епархиальным училищным советом селу выделили 300 рублей, еще 100 рублей пожертвовал Прибытков.  На эти деньги рядом с церковью возвели новое здание церковноприходской школы.
    Вначале в ней преподавал только священник, но с 1 сентября 1897 года назначена учительница Мария Григорьевна Артоболевская с годовым окладом в 240 рублей.
    В 1898 году из школы выпустили пять мальчиков с правом на льготу четвертого разряда по отбыванию воинской повинности. Количество желающих получить начальное образование росло, и многим кандидатам приходилось отказывать в приеме.
    Проживавшие в Клочках раскольники – кержаки постепенно перешли в официальное православие, и лишь самые ортодоксальные приверженцы раскола снялись с насиженных мест и уехали в глухие уголки Алтая, еще не тронутые деятельностью миссионеров и священников.
     Отец Никанор Прибытков прослужил в сельской церкви  22 года, имел многочисленные награды от епархиального начальства. Умер священник в 1914 году. В феврале 1915 года на его место назначили Иоанна Иваницкого
     С 1920 года, после смерти Иоанна Иваницкого, в клочковской церкви служил отец Демитрий.
     Наличие самостоятельного прихода предопределило выделение Клочковской волости в составе Барнаульского уезда, которая с незначительными территориальными изменениями просуществовала до административных преобразований начала 1920 - х годов.
     В 1920 – е годы новая власть развила активную антирелигиозную деятельность. Одним из парадоксов жизни западносибирской деревни того времени было параллельное празднование старых и новых праздников. Внедрение новых праздников проходило под эгидой борьбы с традиционными праздниками. Под давлением различных инструкций проведение старых праздников (Пасха, Масленица, Рождество, Троица и другие) новые власти старались представить только в негативном свете.
     Закрывать церкви начали в 1930 – х годах, когда уже подросло атеистически воспитанное поколение. Так, на заседании президиума Клочковского сельсовета 5 апреля 1937 года решался вопрос о закрытии местной церкви.
     Свидетелем разгрома сельской церкви был Басихин Иван Яковлевич. Вот что он рассказывал об этом событии:

     «Это было летом 1937 года. С утра приехали коммунисты. Собралась почти вся деревня. Залезли на колокольню, начали отвязывать колокола. Внизу сделали специальную площадку, чтобы их не поколоть. Первый колокол был очень большой, весил около 1200 килограмм. Его пододвинули к стенке, он полетел вниз, захватил краем стену, ободрал всю обшивку. Ударился об ограду и раскололся. Следующий колокол был полегче….    
Один коммунист полез наверх колокольни, привязал к кресту веревку. У колокольни было восемь столбов-опор, на них она и держалась. Подпилили опоры и начали понемногу тянуть. Колокольня на одной «ноге» повернулась, рухнула, достала крестом до кирпичного забора. Крест встал вертикально. Бабки молились, проклинали безбожников. Потом начался вынос икон.
     Тащили все, кто хотел и куда хотел. Чуть позднее в Клочках проходили выборы. Привезли депутатку, которую звали Вера Семеновна, фамилию не помню. Женщина лет сорока, с ней был представитель из района. Встреча с депутаткой проходила в церкви.
   Потом церковь использовали как склад для зерна. Несколько лет в ней был сельский клуб, бутылочный магазин. А потом, где-то в начале 1950-х годов ее разобрали, верхний этаж увезли в Ребриху, на кондитерскую фабрику, а из нижнего этажа сделали автогараж».


     После развала церкви бабушки стали посещать дом сестер Поповых: Аксиньи, Агафьи, Ефросиньи. Этот дом жители села стали называть «моленный дом». Туда и попала часть икон из старой церкви. Верховодила в нем Бакушкина Мария Дмитриевна. Они продолжали вести молебны в этом доме до 1992 года, пока он не сгорел. Все это было тайно, потому что не приветствовалось властями.
     В начале 1980-х годов при строительстве Дома культуры приключилась история, получившая широкую огласку в узких кругах. При копке котлована экскаватор наткнулся на старое погребение. Могила была выложена красным кирпичом, сверху укрыта плитой. Среди останков был обнаружен золотой православный крест. Стоить заметить, что тогда не обошлось без глумления. Местные «кладоискатели» попытались в поисках церковного золота ограбить могилу. Находка наделала переполоху среди партийных работников: инструкций, как вести себя в таких ситуациях у них не имелось. А вот пожилые люди вспомнили, что некогда здесь стояла церковь, рядом с которой и хоронили местных священников. По вечерам у потревоженных могил стали появляться зажженные свечи.  
Спустя годы на месте захоронения появилась надгробная плита с именами усопших священников.
     В 1996 году возродился в селе православный приход иконы Казанской божьей матери. Раньше на этом месте был детский сад, затем филиал школы механизации, где обучались комбайнеры и трактористы. Службы там справлялись в приспособленном помещении, для этого, говоря казенным языком, «имелось все необходимое оборудование». Церковным старостой назначили Бакушкина Александра Михайловича.  Церковь находилась за сгоревшим зданием сельского совета. Первым батюшкой был отец Михаил, позднее его сменил отец Дионисий.
     В мае 2005 года в селе был заложен камень по поводу строительства нового храма, а 19 декабря этого же года Преосвященный Епископ Алтайский Максим открыл храм Святителя Николая Чудотворца. Современный храм – это шатровая церковь, представляющая собой восьмерик на четверике, увенчанный куполом. Так строили церкви русские зодчие, до того как самодержавцы перепоручили это дело итальянским архитекторам. Ее высота вместе с крестом составляет одиннадцать метров при основании десять на десять. Несущие конструкции шатра сварены из металлических труб. Покрыт шатер специальным металлом – нитритом титана.   
Выбор места для строительства церкви не случаен: въезд в Клочки выходит точно на церковь, рядом находится мемориал односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
     Вся работа по строительству церкви шла под руководством сельского церковного старосты Бакушкина Александра Михайловича. Храм бал построен на средства местного предпринимателя Мальцева Николая Григорьевича.                
     На сегодняшний день регулярно посещают церковь около 30 верующих, хотя в совершении различных церковных обрядов – крещение, венчание и т.д., - учувствует гораздо больше клочковцев.     
     Главное для верующих жителей села сейчас – это не повторить истории, чтобы люди вновь без сожаления не сбросили со звонниц колокола.


Copyright MyCorp © 2024