Случайное фото

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:





Понедельник, 29.04.2024, 18:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Школьный краеведческий музей истории села Клочки
Главная | Регистрация | Вход
Образование коммун


Образование первых коммун и сельскохозяйственных артелей на территории села Клочки.

          После гражданской войны экономика страны была разрушена. Тяжелое положение было и на территории Алтая. Положение усугубила засуха.  В 1920-21гг. она охватила всю губернию, в 1923 году - Славгородский и Рубцовский уезды. Голод в центре страны и в Поволжье при наличии значительных запасов хлеба на Алтае заставил правительство задержать здесь переход от продразвёрстки к продналогу. Взимание продразвёрстки на Алтае продолжалось до осени 1921года. Размер продналога на 1921 год был установлен самый высокий в стране и в Сибири.
          Учитывая это, кулачество решило дать бой советской власти на продовольственном фронте. Оно резко сократило производство сельскохозяйственных продуктов в своих хозяйствах. В результате этого в 1921-22гг. значительно сократились посевные площади, уменьшилось поголовье скота. Правительство оказывало всестороннюю помощь бедноте и середнякам в укреплении и развитии их хозяйств. Ежегодно выдавались сотни тысяч пудов семенной ссуды, увеличивался кредит на покупку тягла, сельскохозяйственных орудий, строительство домов. Были открыты машинопрокатные пункты. Малоимущие крестьяне за небольшую плату, а бедняки бесплатно получали во временное пользование сельскохозяйственные орудия и машины. Более 80 %  поступавшего на рынки хлеба закупали государственные и кооперативные органы, освобождая  крестьянство из-под гнёта скупщиков. Получая помощь от государства, бедняки и середняки вкладывали все свои силы в развитие своего хозяйства. Уже в 1923 году они перекрыли кулацкий недосев. Росло также поголовье скота. Высокую сознательность проявило трудовое крестьянство Алтая в 1921 году, оказав большую помощь голодающим крестьянам Поволжья. Все задания по налогам и планы заготовок продуктов выполнялись досрочно.
          После окончания гражданской войны на Алтае начинают появляться коммуны, в которые объединяются крестьяне - бедняки и середняки. Из документов краевого архива видно, что в 1920 году с. Клочково  (а не Клочки) было в то время волостным селом. В волость входили: с. Клочково, с. Рогозиха, с. Лебяжье, п. Верх-Реченский, с. Б-Боровлянка, с. М-Боровлянка. В целом по волости пахотно-способной земли хватало. В сёлах Б-Боровлянка, М-Боровлянка, с. Лебяжье этой земли был излишек в 5918 десятин, а в с. Клочки при населении 2759 душ мужского пола не хватало земли до нормального надела 3083 десятины, в с. Рогозиха при населении лиц мужского пола 2453 человека не хватало 1872 десятины, а в с. Верх-Речка при населении 277 душ не хватало 420 десятин. Всего земли по волости при населении 8595 душ мужского пола было 63706 десятин, а требовалось 63696 десятин. Равномерное распределение земли по волости составляло 7 десятин 837 кв. сажен на 1 мужскую душу.
          По-видимому, на этой основе Клочковский сельисполком просит земельный отдел губернского ревкома… «разрешить гражданам с. Клочки заселить в 1920 году землю между Шелаболихой и Кучуком, т.к. в Клочках земли до 3-х десятин, а в Шелоболихе до 5,5 десятин на едока. В Клочках земля из года в год засевается, на отдельных участках даже семян после уборки урожая не получают… Боровлянское общество категорически отказывается наделять землёй переселенцев, не обращая внимания на постановления съезда Советов»….
            В ответ на это Земотдел губревкома предупреждает Боровлянский сельревком, что… «за неподчинение Клочковскому волисполкому, что если сельревком не выполнит указание волисполкома о выделении земли, то он понесёт ответственность по всей строгости законов рабоче-крестьянского правительства» (датировано 1.05.1920г).
            А вот выписка из постановления №27 Боровлянского общества «...посоветовавшись, решили после больших прений единогласно, что удовлетворить просьбу Клочков на условиях, чтобы боровые сенокосы Клочков были пропорционально поделены по душам с Боровлянскими, а без этого мы их просьбу удовлетворить не можем, и мы уступаем с оговоркой, чтобы, где укажет хозяин».
         Вот такие прения были между крестьянами разных сёл Клочковской волости и так они разрешались при распределении и наделении земли.
         Основываясь на документах, можно сделать вывод, что первая коммуна в Клочках появилась в январе 1921года. Об этом свидетельствует заявление в Барнаульский земотдел уполномоченных сельскохозяйственной  коммуны «Свет» Клочковской волости Толстошеева Карпа и Денисова Захара от 22 января 1921 года:  «Просим зарегистрировать коммуну и об отводе земли». Далее даётся поимённый список коммуны «Свет» в количестве 9 семей, в составе 67 человек: Толстошеев Карп, Денисов Яков, Лосев Алексей, Теляльков Егор, Толстошеев Яков, Толстошеев Никифор, Седелёв Иван, Дементьев Иван и другие.
        Председателем коммуны был Толстошеев, секретарь – Денисов. Даётся опись имущества коммуны, в которой обобщалось всё: и жилые дома, и скот, и дворы, бани, сараи,  орудия труда (плуги, бороны, лопаты, косы),  инвентарь кустарного производства, упряжь, тара, продукты, фураж, сырые материалы, денежные сбережения в рублях. Всего в коммуне имущества было на семь тысяч рублей. А денежных сбережений 54 тысячи рублей.
        В коммуну принимались новые члены. Протоколом от 27 февраля 1921года были приняты Акимов Нестор (с. Рогозиха), Веселов Фёдор, Чапрыгин Алексей, но при условии,… «если они выполнили план государственной продразвёрстки или сложении его с них». По другому протоколу в коммуну были приняты Докухин Сидор, Башкатов Захар, Кочергина Марина, Комаров Григорий, Креслова Евдокия. Все принятые в коммуну новые коммунары вносили в общий фонд всё своё имущество.
       Имеется документ, где указывается об отводе земли коммуне на общем собрании жителей с. Клочки. В этом протоколе упоминается ещё одна коммуна «Заря-5». Земля обеим коммунам нарезана от села Клочки до грани Савинской - 17 вёрст, от Клочков до Рогозихи - 7 вёрст, от Клочков до Лебяжинской Грани - 7 вёрст. О существовании коммуны «Заря-5» свидетельствует и документ о земельном наделе коммуны по списку хозяйств 1921года по Клочковской волости. Коммуна «Свет-2» в количестве 110 едоков имела земли 374, 66 десятин, коммуна «Заря-5» при 79 едоках имело 271, 82 десятин земли.
      Имеется ещё один документ, адресованный с. Клочково – это протокол Б-Боровлянской общины евангелистских крестьян от 17.04.21г. о брачной трудовой артели «Новый Израиль» о выборе участка заселения. На собрании присутствовало 26 человек. Постановили…«избрать место поселения от грани коммунаров «Красный плуг» и от ребрихинской грани лентой к речке Боровлянке».
      Таким образом, мы уже насчитываем 4 коммуны-артели на территории нашего села.
      По-видимому, в коммуне «Свет-2» было какое-то неблагополучие в руководстве коммуной, ибо уже 12 декабря 1921 года состоится собрание коммуны «Свет-2», где ставится вопрос о выборе совета коммуны (уже нового, вместо того, что был избран в январе 1921 года). Этим постановлением председателем совета коммуны и ответственным руководителем был избран Акимов Нестор Ананьевич, член РКП (б), Денисов Яков Никифорович, член Совета, он же зав. хозяйством, Денисова Ксения Емельяновна – член Совета, она же экономка. Впервые избирается женщина на руководящую работу в коммуне. Кандидат в члены совета – Толстошеев Яков.
      В отдельных документах архива упоминается о коммуне «Венера-3» (с. Рогозиха), артели «Победитель капитала» в с. Клочки. На октябрь 1924 года и по 1 марта 1924 года по Барнаульскому уезду  упоминаются две коммуны: коммуна «Свет-2» и «Венера-3», которые живут по-старому Уставу коммуны.
      Все созданные впервые коммуны вследствие неумения вести хозяйство по-новому, трений внутри коммуны, неправильного обобществления имущества, уравнительного распределения продуктов между членами коммуны долго не просуществовали. Примером этого может служить судьба коммуны «Свет-2». В протоколе №3 от 3.06.24г. собрания коммунаров «Свет-2», на котором присутствовало 17 человек, стоял один вопрос о ликвидации коммуны. В постановляющей части записано: «Ввиду сложившейся неблагоприятной обстановки в коммуне, которая создалась в результате несогласия большинства членов коммуны продолжать в дальнейшем жизнь в коммуне её с сего числа считать распущенной». (Акимов ушёл в с. Рогозиху, остальные остались в Клочках)
     Такое же положение создавалось и в других объединениях-коммунах. Они появлялись и распадались, но это были ростки нового для того времени коллективного ведения хозяйства.
     По свидетельству старожилов из с. Клочки в 1918 году выделился посёлок Верх-Речка (Касабулат). По данным архива пос. Орёл заселялся жителями с. Клочки в 1922 году. В списки селян пос. Орёл на 29.10 22 входило 120 семей, среди них семьи Асташина Степана, Сильяновой Марии, Борисова Тихона, Шаволина Трофима, Лосева Павла, Вороняева Ивана, Сильянова Андрея и др. В 1924 году в Клочках был прокатный пункт, в котором было 1 однолемешный и 1 двухлемешный плуги, 3 сеялки (одна сошниковая и 2 дисковых), 2 жнейки, 4 конных граблей, 2 сенокосилки, всего 13 машин на сумму 900рублей.
      В документах упоминается, что в 1923 году в Ребрихинском районе
было 4 товарищества по совместной обработке земли, в т.ч. одно ТОЗ в Клочках.
      Это были примеры первого сельскохозяйственного кооперирования. Но производственная кооперация, как мы видим на примере коммуны «Свет-2» распадалась, прекращала своё существование. Но отдельные коммуны устояли и окрепли. В качестве  примера можно привести коммуны «Красные орлы» (Петропавловского района), «Новый свет» (ныне колхоз имени Гринько Шипуновского района) и десятки других. Они-то и были примером производственного кооперирования крестьян.
       Вначале (после окончания гражданской войны) крестьянство, получая помощь со стороны государства, стремилось укреплять свои индивидуальные хозяйства. Рост кулачества сдерживался ограничениями в аренде, эксплуатации наёмного труда, повышением налогового обложения. В 1927 году в Барнаульском округе в хозяйствах с посевом более 16 десятин с каждого члена семьи бралось налога по 8 рублей 24 копейки. Бедняки постепенно расширяли своё хозяйство, часть кулаков переходило в разряд середняков: деревня «осереднячивалась».
       Для многих крестьян становилось ясно, что в мелком индивидуальном хозяйстве нельзя добиться коренного улучшения своей жизни.. Необходимо было объединить свои хозяйства в единое коллективное, т.е. в колхозы. Но опыт первых коммун показал, что объединиться нужно как-то по-другому в смысле обобществления имущества, организации производственной деятельности, оплаты труда.
       Весной 1929 года появились кооперативные тракторные колонны: Шипуновская (Рубцовский округ) и Троицкая (Славгородский округ).  Они оказывали помощь единоличникам в обработке полей, но было очевидно, что применение  тракторов (а они уже были в передовых коммунах и ТОЗах) на маленьких участках   нецелесообразно. Пример коммун, колхозов, личный опыт участия в простейших кооперативных объединениях убеждал крестьян в преимуществах коллективного хозяйствования.
       Кулаки всячески сопротивлялись процессу коллективизации. В 1927-28гг. зимой в стране начались продовольственные трудности. В связи с успехами индустриализации росли города, росла численность рабочего класса, а следовательно, возросли потребности в продовольствии и сырье. Индивидуальные крестьянские хозяйства не могли дать много хлеба государству или продать его на рынке - большинство полученной сельскохозяйственной продукции потреблялось внутри такого хозяйства. Этим решили воспользоваться кулаки. Они начали хлебную стачку, стали саботировать продажу хлеба государству по твёрдым ценам. Отдельные кулаки говорили: «Лучше хлеб пусть сгниёт, а сдавать не повезу». Кулаки сжигали свои не обмолоченные скирды снопов, прятали и гноили хлеб в ямах. Тогда государство стало применять к кулакам 107 статью Уголовного кодекса, как к спекулянтам. Виновные предавались суду, хлеб конфисковывался, 25 % его распределялось среди бедноты. Крестьяне говорили: «Давно бы надо кулаков судить, агитацией их не пробьёшь». Благодаря чрезвычайным мерам саботаж кулаков был сорван, хлебозаготовки увеличились в несколько раз.
      Кулаки поджигали сено колхозов, хлеб на полях бедноты, убивали активистов, распространяли провокационные слухи, запугивали бедняков. Крестьян это не пугало. В 1928 году только в Барнаульском округе действовало 168 государственных машинопрокатных пунктов. Постепенно крестьянство убеждалось в правильности пути коллективного ведения хозяйства. Уже в это время постепенно происходит массовый поворот трудового крестьянства в сторону коллективизации. Это создавало  условия для сплошной коллективизации бедняцких и середняцких хозяйств, а усиливающаяся враждебная деятельность кулачества – вопрос о ликвидации этого последнего эксплуататорского класса.
      Темпы коллективизации ещё более усилились в1930 году. К весне этого года в колхозы в Алтае вступило более 30 % крестьянских хозяйств. Во время коллективизации были допущены ошибки и перегибы, которые вызвали небольшой отлив из колхозов. Большое значение для роста и укрепления коллективных хозяйств имело создание Машинотракторных станций (МТС), которые на договорных началах обслуживали эти кооперативные объединения. Большую роль в развитии колхозного движения на Алтае сыграли ленинградские рабочие – двадцатипятитысячники, которые были посланы ЦК ВКП (б) для организации и укрепления вновь созданных колхозов. В большинстве своём они были избраны председателями колхозов и на деле проводили в жизнь  кооперативный план. Большое значение имела разъяснительная работа, которую проводили «красные сваты». Так называли крестьяне пропагандистов, выделяемых колхозами. На конкретных примерах из собственного опыта они убеждали единоличников в выгодности объединения и агитировали за вступление в колхозы. Цифры, с которыми знакомились крестьяне, были красноречивы, и это убеждало в преимуществах коллективного ведения хозяйства.
      К концу 1932 года коллективизация на Алтае была в основном завершена. В колхозы объединились 71,5% крестьянских хозяйств, а засеваемая ими площадь составляла 93,45 % всех обрабатываемых земель.
      В нашем селе, как и во всех сёлах Алтая, проходили те же процессы, что и по всей стране. Вместе с работой по коллективизации проходила работа по хлебозаготовкам и мобилизации денежных средств. Село было разбито на участки, в каждом участке была создана участковая комиссия, а руководила ими центральная комиссия села. Всю работу, как правило, проводили вечерами, в ночное время и по воскресеньям, так как крестьяне работали в своём хозяйстве, а вечером были дома.
      Кулаки, зажиточные крестьяне вели агитацию против коллективизации и хлебозаготовок. Они говорили, что в коммуне не будет семьи, все будут спать под одним одеялом, дети не будут знать своих отцов, а женщины – мужей. Кулаки и зажиточная часть села прятали хлеб в ямы, по ночам тайно забивали скот, птицу, и везли продавать на «чёрный» рынок, а государству по твёрдым ценам не продавали. У кулака Трубникова в ямах активистами села было найдено более 1000 пудов хлеба и несколько десятков овчин и кож. Хлеб в ямах был найден у Юдаковых–Филаткиных, у Юдаковых–Лопухиных, Донских–Золотовых, Лисенковых и других. А сколько его в земле осталось, этого не знает никто и по сей день.
      Вся  работа проходила в жестокой классовой борьбе. Кулаки не только прятали хлеб, уничтожали скот, вели агитацию против коллективизации и хлебозаготовок, они применяли и физические меры против активистов, против тех, кто сочувствовал и помогал в проводимой работе. Активисты, шедшие ночью с собрания или участковых комиссий, подвергались из-за угла нападению, в них бросали палки, обрушивался град камней и кирпичей. Поэтому ходили группами по 3-5 человек. Активистам было выдано оружие (наганы), чего кулаки боялись. Вот один из примеров: однажды секретарь партийной ячейки Кузнецов и председатель сельсовета Шилков пришли на работу в Сельсовет без оружия. Но по-видимому у кулаков были везде свои глаза и уши – заметили, что вызванные в райком партии руководители уехали без оружия (их срочно вызвали в райком партии). Оттуда они приехали поздно ночью.  Кузнецов остался ночевать в Сельсовете, а Шилков пошёл домой. Идти нужно было мимо церкви. Только он поравнялся с церковной оградой, как на него обрушился шквал камней. Один из камней попал в лицо, но вскользь, сильно поцарапал его, а могло быть намного хуже.           Таких нападений было много, хорошо, что они обходились без жертв.
       В такой обстановке создавалась коммуна «Знамя труда». Главная трудность – как отмечалось выше - состояла в том, что был взят курс на организацию коммуны, в которой обобществлялось всё движимое и недвижимое имущество крестьян, вплоть до птицы. У крестьянина оставалось только кухонная посуда, одежда и обувь. А крестьянин вёл веками своё единоличное хозяйство, имел дом, надворные постройки, лошадей, коров, овец, поросёнка, птицу, с/х инвентарь – всем этим был он полным хозяином. В коммуне всё его хозяйство объединялось, это его сильно пугало и тормозило ход  коллективизации.
      Несмотря на агитацию кулаков, их подпевал, зажиточных крестьян в 1927 году в заречной части села образовалось товарищество по совместной обработке земли, в которое вступили Шилков В., Чугунцов А., Михеев Л., Лосев А., Завьялов А., Майоров А., Майоров П., Гришков А., Борисов П., Кузнецов Ф., Поляков И. и другие, которые выселились на Зимино (где сейчас первое отделение Павловского совхоза). Одновременно с этим из крестьян сёл Клочки и Рогозиха в 7 км. от Клочков возникла на базе коммуны «Свет-2» коммуна «Победа». Она занимала площадь, носящую название Ямки. Из клочковских крестьян в этом объединении был
Денисов З., Чернов С., Сторожева А.Я., Теляльков Е., Теляльков И., Лосев А., Иванов М., Гришков А.И., Елховский Н.С., Мысин И.И. и другие. В дальнейшем эта коммуна самораспустилась, жители Рогозихи вступили в колхоз с. Рогозихи, а жители с. Клочки вернулись в родное село.
       В Клочках усилилась работа по коллективизации и борьбе с кулачеством. Таких кулаков, как Юдаковых, Лаптевых, Трубниковых, Пшеничкина, Стародубова и других – раскулачили и осудили за невыполнение государственных платежей.
       В 1927 году в марте месяце организовалась коммуна «Знамя труда». В неё вступили первыми: Кувалдин И.О., Пылев С., Фомичев И.А., Иванов Ф., Иванов И.Ф., Фомичёв А., Зырянов Т., Сарычев Я., Серебренников П.С., Стародубов И., Сарычев М., Чернов С., Гаврилов З.Т., Бобров Ф., Денисов Т., Яшакин М., Фокин С.,  Шутов М., Ковылин И., Елховский И., Самодуров А.Г., Теляльковы Егор, Иван и Василий. Последние были отличными сапожниками, после роспуска коммуны «Победа» они вернулись в Клочки и в 1929 году вступили в коммуну «Знамя труда». Отличным активистом по работе с хлебопоставками показал себя Теляльков Василий Егорович. Он вместе с другими активно участвовал в мобилизации денежных средств и коллективизации населения. Что касается Толстошеева Якова, то после распада рогозихинской коммуны он остался на месте коммуны со своей семьёй один. Ему от коммуны осталась крупорушка, которой он пользовался. В 1931году он вступил в уже сельскохозяйственную артель «Знамя труда», где работал бригадиром, а потом полеводом.
       В 1929 году машинное товарищество заречной стороны села в полном составе вступило в коммуну «Знамя труда». В марте месяце состоялось первое организационное собрание, на котором было избрано правление коммуны во главе с председателем Кувалдиным Иваном Осиповичем.  Счетоводом утвердили Серебренникова Петра Степановича, кладовщиком Гаврилова Захара Тарасовича. Дали название коммуне «Знамя труда», приняли Устав с/х коммуны. Таким образом, коммуна организационно оформилась и приступила к работе.
      Приближалась пора весеннего сева. Коммунары стали готовить плуги, бороны, сеялки (их было 4-5 штук), брички, телеги, тару, сбрую и конечно, главную тягловую силу – коней. Была создана бригада пахарей 27-30 плугов. Бригадиром был назначен Чугунцов Алексей, помощником бригадира Самодуров Александр Герасимович. Были созданы и другие бригады и звенья: боронильщиков и сеяльщиков. Сеяли в основном вручную, так как сеялок было мало. В апреле землеустроитель Сенечкин (?) отвёл коммуне землю: одно поле за огородами, а теперь за кладбищем и бывшей МТФ, а другое поле от сегодняшнего подворья Сатюкова Анатолия Владимировича по дороге на Павловск и до бора.
       Прямо за огородами первого поля стояли кирпичные сараи Бакушкина Егора, Лапшина Сидора, Клюева Никиты. Настал день выезда в поле. Бригада пахарей коммуны выехала на первое поле. Самодуров А.Г., как зам. бригадира – впереди, за ним вся бригада. Выехав за село, коммунары увидели очень много народа и все женщины. Сперва подумалось, что единоличники вышли в поле посмотреть, как коммунары будут работать. Но они ошиблись в своих предположениях. Объехали один круг, а на втором кругу их окружили женщины с палками в руках и с криками: «Не пашите землю! Коммунары, вон с поля!» Эти вскрики сопровождались нецензурной бранью в адрес пахарей. Руководство коммуны дало пахарям указание: не трогаться и не делать попыток грубого обращения и тем более применять силу к этим нервно-возбуждённым женщинам. Так и простояли до обеда, уговаривая их идти домой, но всё было бесполезно. Женщины окружили пахарей стеной и не давали пахать. Эта враждебная акция была организованна кулаками. Когда женщины «воевали» с коммунарами, мужчины в это время прятались в сараях, ждя момента, когда пахари применят силу, и тогда они пришли бы на защиту женщин. Организуя попытку сорвать пахоту в коммуне, кулаки устроили наблюдательный пункт на колокольне церкви, откуда хорошо просматривалась дорога на Павловск и Ребриху, и посадили там своих наблюдателей. Около обеда наблюдатели заметили, что со стороны Павловска едут в Клочки военные и передали об этом толпе на поле. Женщины побросали свои палки и побежали в село, а из сараев в том же направлении побежали более ста человек мужчин, которых раньше коммунары не замечали. Приехав на обед, коммунары увидели в ограде коммуны взвод красноармейцев, которые пробыли в селе до утра, а потом уехали по своему назначению. Утром пахари выехали в поле, кулаки больше не мешали им. Посевную кампанию коммуна провела хорошо, сев закончили своевременно и с хорошим качеством. Урожай получили значительно выше, чем на своих полях единоличники. После сева партийная организация села, сельисполком Совета получили указания из райкома партии и райисполкома о выселении кулаков в отдалённые районы страны.                  
       В апреле месяце 1929 года сделали попытку выселить одну группу наиболее богатых кулаков – ярых противников коллективизации. Но кулаки сумели сорвать это выселение. 15 семей из села на подводах были направлены на новое место жительства. Конвоирами выселяемых был Стародубов Иван и Самодуров Александр. Провожать кулаков вышли их родственники (тоже кулаки) и любопытные сельчане. Ехали по Лебяжинской улице, выехали за село, поднялись на бугор к лесу. Осип Юдаков (Филаткин) – человек богатырского роста и телосложения, недавно пришедший из РККА, закричал: «Братцы, за что мы воевали? Берите свои вещи и в село!» После этой команды подводы с выселяемыми оказались пустыми. Женщины вернулись в село, а мужчины ушли в неизвестном направлении.
      После завершения сева снова приступили к выселению кулачества уже в масштабах района. Работа эта проводилась ночью, был учтён урок первого выселения. Были выделены из коммуны подводы, ездовыми на которых назначались молодые активисты. В группы выселения входили и члены Сельсовета, как представители власти. Им было дано задание - вывести намеченные семьи кулаков на Пасекскую дорогу (в сторону Ребрихи) в кромку леса. Всю работу необходимо было провести до рассвета, что и было сделано. Утром село проснулось, а в селе уже не было ни одной кулацкой семьи. Куда их отправили - никто не знал, кроме группы выселения. ( Из кромки леса уже днём их перевезли в Ребриху, куда свозили кулаков со всего района). Под охраной, выделенной сельсоветами активистов, милиции, работников ОГПУ кулаки находились в сараях в с. Ребрихе  2-3 дня. В группу охраны от Клочковского  сельсовета  были выделены Стародубов И., Зырянов И., Завьялов И., Самодуров А.. Когда собрали кулаков со всего района, их под этой охраной на подводах повезли до Барнаула, от Барнаула по железной дороге до г. Томска, а там в Нарым. Так на базе сплошной коллективизации закончилась у нас ликвидация  кулачества. Но остальные группы и лица продолжали борьбу против колхозного строя. Они поджигали колхозные амбары, убивали коммунистов, комсомольцев, активистов. Так был убит в с. Рожнев Лог наш односельчанин Шашков Александр Родионович, который был направлен туда райкомом партии председателем колхоза.
      После выселения кулаков из села, на наглядном примере коммуны «Знамя Труда», которая работала дружно, весело, крестьяне смелее пошли в коммуну. Через  год коммуна численно увеличилась вдвое.
      В 1930 году коммуне из кредитного общества передали 10 коней, 10 телег, 8 бричек, сбрую, 3 конных сенокосилки, 2 лобогрейки, 3 жатки, 3 сеялки. Это было большой помощью в смысле технического оснащения коммуны. Коммуна стала работать более производительно. А как работали!
      На уборке урожая мужчины вручную косили крюками, а женщины вручную вязали снопы. Работали с рассвета до темноты вечером, дружно, весело и с песнями. В поле выезжали все женщины, даже те, у которых были грудные дети. Приедут на поле женщины с грудными детьми, повесят люльку на сук берёзы, а если нет берёзы – на оглобли телеги, а сами на полосу идут вязать снопы. В это время за детьми присматривали 7-8 летние девочки. Все от малого до старого участвовали в общественно-полезном труде. Хлеб молотили кустарными молотилками, была одна полусложная машина, приобретённая ещё машинным товариществом.
       В 1931 году коммуна приняла Устав сельскохозяйственной  артели. Крестьяне в коммуну пошли ещё дружнее. В личной собственности крестьянина оставался дом, надворные постройки, корова, овцы, свиноматка с приплодом, птица. В коммуну же он сдавал лошадь, сбрую, телегу, сельскохозяйственный инвентарь, амбар. Это его в какой-то мере устраивало. К концу 1931 года коллективизация в селе была  в основном завершена. Артель насчитывала в своём составе более 300-х бывших единоличных хозяйств. В 1931 году была создана МТС. На посевной 1932 года на полях артели уже работали тракторы марки «Кейсс», «Фардзон».
      В 1931 году в село для укрепления коллективного хозяйства и успешного проведения коллективизации прибыл двадцатипятитысячник ленинградский рабочий Коротченко Матвей. Он был избран председателем коммуны. Это был очень хороший человек, прекрасный организатор, воспитатель, умел работать с людьми и люди его уважали. Но руководил сравнительно недолго, в 1932 году он уехал в Ленинград.
      В районном архиве сохранился передаточный акт от 09.05.1932 года, по которому председатель сельскохозяйственной артели «Знамя труда» Кувалдин И.О. в присутствии зам. председателя Москова Якова, члена ревкомиссии Иванова Григория и счетовода Сидорова Григория передал руководство артелью согласно постановления расширенного заседания правления от 6 мая 1932 года Шилкову Василию Дмитриевичу. В акте указано, что «в коммуне 305 хозяйств, населения 1392 человека; коммуна в организационном отношение имеет 5 полеводческих  и животноводческих бригад. Радиус населения коммунаров 6 км. Посевная площадь на 1932 год -3338 га, к посеву приступили 27 апреля, к 8 мая засеяно 28,8% к плану. В коммуне имелось лошадей рабочих 251 голова, молодых 38 голов, быков и нетелей 22 головы, телят 252 головы, на свиноферме 83 головы, 831 голов овец, птицы 400 голов, кроликов 40 голов, пчёл 10 ульёв.… Числятся наличности кассы на текущем счёте госбанка и других государственных организаций 8385 рублей. Уплата задолжностей и срочных ссуд погашено своевременно и полностью, а также произведены расчёты с членами коммуны своевременно…».
      В 1935 году сельскохозяйственная артель «Знамя Труда» приняла новый устав. В 1937 году артель была переименована в колхоз «Знамя Труда».   В 1939 году на базе полеводческих и животноводческих бригад колхоза  «Знамя Труда» в селе было образовано 6 колхозов: «Знамя Труда», «Большевик», им. Энгельса, «Победим», «Известие», им. Шмидта. В 1951 году все колхозы объединились в один колхоз имени Энгельса, который и просуществовал до 2007 года.

Copyright MyCorp © 2024