Случайное фото

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:





Понедельник, 29.04.2024, 17:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Школьный краеведческий музей истории села Клочки
Главная | Регистрация | Вход
Культура


    Современная русская культура находится на перепутье. В ней происходит ломка стереотипов, которые сложились в досоветское и советское время. Наблюдается переоценка ценностей. Воспитание жизнью оказывается сильнее. Государство придает важное значение воспитанию молодежи, например, действует программа по патриотическому воспитанию, способствующая формированию у детей твердых нравственных ориентиров, патриотических чувств, приобщению к наследию отечественной культуры и духовности.
    Воспитать молодого человека сегодня – не просто, надо приложить много сил к тому, чтобы они стали читать отечественную литературу, познавали великую историю многонационального народа России. Чувства, переживания, сомнения – это те области, которые помогают формировать культуру, делают человека человеком. Известный писатель В.Белов справедливо заметил: «Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека».
    Когда речь заходит о России, можно услышать самые разные мнения об ее культуре, о ее прошлом и будущем, о чертах и особенностях русского народа, но есть одно, в чем почти всегда сходятся все, как иностранцы, так и сами русские. Это мысль о загадочности и необъяснимости России и русской души.  Наверное, не найдется ни одного русского человека, который не помнил бы тютчевский стих:
                                Умом Россию не понять,
                                Аршином общим не измерить:
                                У ней особенная стать,
                                В Россию можно только верить.
    Открытость, распахнутость, готовность к диалогу с другими культурами – характерная черта русской культуры. Рядом со словом «праздник» в нашем сознании чаще всего стоит слово «радость». Сейчас дети перестают удивляться, в результате чего формируется личность с обедненной эмоциональной жизнью. Раньше люди были более милосердны по отношению друг к другу. Жизнерадостность была их жизненной позицией, это была воспитанная в себе привычка с радостью встречать новый день, новых людей, новые обстоятельства. Люди чтили традиции – правила поведения, которые соблюдались в течение длительного времени.  
    Человек – частица огромного целого. Он – часть своего рода, уходящего далеко назад, во тьму тысячелетий, должен хранить память рода, помнить свои истоки, чтобы передать грядущим поколениям заветы предков.
    Кто мы? Откуда мы? Удастся ли нам сохранить многовековую память своего народа? Сможем ли мы внести свой вклад в сохранение и преумножение его богатства? Как и чем мы живем?
    Есть в Ребрихинском районе красивейшее село с красивым названием – Клочки. Широко и привольно раскинулось оно среди полей, лесов, перелесков. Непередаваемая красота села моего родного! Неповторимо и прекрасно оно во все времена года!
    Люди живут в нем славные. Работники, всегда и во всем старательные, мастеровитые. Умеют и по дереву резать, и вязать, и вышивать, и из лозы плести. Успевают, и работать, и хозяйство содержать, и душой отдыхать. Живут дружно, помогая друг другу работать на земле, строить жилье, растить детей, а если случится беда – пожар, падеж скота, болезни, похороны – тоже собираются всем миром.
    Со временем сложились определенные правила, традиции, которые передавались из поколение в поколение. Они бережно сохранялись и развивались. Красивые, зрелищные праздники говорили о душевном богатстве, благополучной жизни жителей нашего села.
    Многое можно рассказать о селе и людях, но хочется остановиться на событиях культурной жизни, культурных традициях нашего села в 1950-1960-х годах, которые сыграли определенную роль в истории и культуре.

Праздник борозды

   Крестьянин, пахарь – гордая профессия кормильцев общества – всю свою жизнь проводит на земле, создавая хлеб насущный. Лишь там, где нарушается закон общности пахаря и земли, почва слабеет, и тогда общество теряет свою жизненную опору. Поэтому и сказывают: пашня – всему начало.Как только сойдет снег с полей, у механизаторов начинается горячая пора. Начинают готовить технику, почву для посева. В мае начинают сеять пшеницу, овес, ячмень, разные травы на корм скоту. Работают сутками в две смены, чтобы вовремя положить в землю семена.  Это тяжелый и ответственный труд. Люди не считались, да и сейчас не считаются со временем, т.к. от качества сева зависит будущий урожай. Посевная обычно заканчивалась к середине июня. И вот после этой трудной, но радостной работы у нас в селе отмечался Праздник борозды, т.е. окончание сева.
   Празднуют его и наши дни, но сейчас совсем по-другому, как это было раньше, в 1950-1960-е годы.  После объединения колхозов села в 1950-м году в один колхоз имени Энгельса, образовалось пять полеводческих бригад. В этот день собирались все вместе на знаменитой поляне, на кромке бора в районе лесничества. Все село, от мала до велика, приходило сюда. В роще организовывали работу магазинов (автолавки), которые торговали всякими сладостями, доставляя большую радость детворе, повара готовили обед. Проходило торжественное собрание, на котором руководство колхоза чествовало передовиков производства, вручало грамоты, ценные подарки. А затем начиналось гулянье.
   Сколько гармошек, баянов было в этот день, сколько выискивалось талантов! Проводились различные конкурсы: лучший гармонист, исполнитель частушек, песен, танцев. Все собравшиеся охотно принимали в них участие. Проводились спортивные состязания: перетягивание каната, поднимание штанги, бег в мешках и т.д. Обязательными и традиционными в этот день были соревнования волейбольных команд. С каждой полеводческой бригады выдвигалась команда, и они играли  между собой. Победителей чествовали букетами, которые молодые девушки готовили прямо здесь из цветов, растущих на поляне. На протяжении всего праздника царила атмосфера радости, веселья, шуток, смеха! Такой перелив гармоней и баянов, столько плясок и песен, что дух захватывает.
   День проходит очень быстро, веселье заканчивается к полуночи, и все уставшие, но отдохнувшие неторопливо расходятся по домам, ведут тихую беседу о прошедшем празднике. А завтра новый день, новая, уже сеноуборочная компания, и опять работа от зари до зари. Очень уж здесь подходит пословица «Делу – время, а потехе – час».
   Сейчас праздники проходят совсем не так, нет в них такого задора, если кто-то запоет или потанцует, на него смотрят свысока, нет у молодежи той активности, что была раньше. А раньше успевали везде: веселились, проводили всякие субботники и воскресники, рейды, а главное работали отлично, так как вечная радость крестьянина – посеять и убрать хлеб!

Проводы зимы






     Издавна на Руси было принято провожать зиму. Масленица – самый веселый, шумный народный праздник. Конечно, сейчас трудно соблюсти  все обычаи и обряды, ведь масленичная неделя у нас – обычная рабочая неделя, но все же прогнать зиму, разбудить природу собирается народ и в настоящее время.                                   
   В нашем селе это тоже не исключение. Ежегодно, на протяжении многих лет, существует такая традиция: в марте месяце устраивать праздник «Проводы зимы» - один из наиболее ярких праздников, широко отмечаемых народом, символизирующий прощание с зимой и встречу весны. Глядя на фотографии минувших лет, удивляешься такому большому скоплению народа в центре села. Кажется, вся деревня вышла проводить зиму!
   А какие нарядные тройки лошадей (раньше, специально к этой дате самые заядлые конюхи и не только, старались так нарядить своих лошадей, чтобы их тройка была на почетном месте).
   А какие богатыри глядят на тебя с фотографий. Они наряжены так, что невольно вспоминаешь картину Васнецова «Три богатыря». Рано утром, в день праздника три красивых всадника на наряженных в попоны и бубенцы лошадях проезжали по улицам села и созывали народ на праздник, а ленивых заставляли прильнуть к окну. Детвора упорно ждала своей очереди прокатиться с ветерком на тройке по улицам села. Сколько радости, веселья, блеска в глазах было у малышей! Заворожено слушали и взрослые выступления Зимы и Весны, руководителей колхоза, рассказывающих о перспективах развития села.
   А как активна была молодежь, наравне участвующая с взрослыми в спортивных состязаниях! А с каким замиранием сердца наблюдали за самыми ловкими ребятами, пытавшимися изо всех сил взобраться на столб с подарками. А какой запах исходил от ароматного шашлыка, который раньше мог позволить себе купить каждый желающий. А сколько угощения было на столах приготовлено местными мастерицами, сколько разных по вкусу блинов можно было отведать с горячим чаем и какао. Праздник чувствовался во всем. Команды тянули канаты, прыгали в мешках, рядом играли гармони и баяны. Для ребятишек был важен момент, когда начинало гореть чучело (к этому дню специально в центре села, на площади, делалась высокая гора из снега, и на ее вершину ставилось чучело Зимы), поэтому с нетерпением все ждали этого действа. Было много подарков,игрушек. Чувствовалась сплоченность и организованность во всем. Каждый ощущал ответственность за порученное ему дело. Люди были более жизнерадостнее, верили в лучшее будущее. Умели веселиться и работать наши тогда еще молодые бабушки и дедушки. Любили и частушки петь, и танцевать, ведь так звонко и удало гармонь выводила мелодии под быстрыми пальцами гармониста:
           Все уж песни перепеты,
           Без баяна счастья нету,
           Ой, подружка, глянь в окошко:
           Идет милый мой с гармошкой.
 
   Меняется время, меняются и утрачиваются некоторые традиции. Но хочется верить, что опыт наших предков еще долго будет передаваться из поколения в поколение, и праздник «Проводы русской зимы» еще долго будет жить в нашем селе
.



Проводы в армию

     Было традицией организация мероприятий по случаю призыва на службу. Праздник «Проводы в армию» давал повод поздравить всех воинов и уделить особое внимание новобранцам. Воины, защитники Отечества были и есть в каждой семье. Кто главный герой русских былин? Богатырь. О ком сложено множество сказок, пословиц, поговорок? О нем, о русском солдате, который воюет отлично, «дымом греется, шилом бреется». В этот день чествовали будущих солдат, которые встанут в ряды защитников Отечества. В этот день они показывали силу, сноровку, ловкость, выносливость. Сейчас такие игры не в почете. Наши родители затрудняются рассказать нам о боевом прошлом своих отцов и дедов. Сколько забытых страниц славного прошлого!
      Этот праздник проводился в нашем селе два раза, весной и осенью. Этот день был волнительным как для родителей и близких, так и для новобранца.  Не знаешь, как сложится дальнейшая судьба, предстоящая служба. Общественность села, работники культуры старались сделать этот день запоминающим, торжественным. Заранее готовилось праздничное мероприятие, в котором принимали участие самые активные участники художественной самодеятельности. Раньше это было событие, чуть ли не всей деревни: и стар и млад, торопился проводить солдата на службу, каждый старался сказать пару добрых теплых слов.
    Служить в армии, было делом чести. Сейчас же армия держится на простых сельских ребятах, да и то в последнее время наблюдается снижение их численности: кто по состоянию здоровья, кто любыми способами старается уклониться от службы. Если сравнивать, то раньше и призывники были намного крепче и выносливее нынешних, выглядели старше своих лет, так как каждый с детства был приучен к труду.
     Глядя на фотографии минувших лет, видишь, как молодежь заранее готовилась к этому событию, как украшали грузовые машины плакатами, разноцветными лентами. По всей улице слышались песни,
частушки. А как почетно было пройтись по селу в военной  форме, когда каждый житель любовался возмужавшим земляком.
    Да, меняется жизнь, меняются привычки. Но не бедна наша земля сильными, храбрыми, мужественными воинами. Сколько их служило, и будет служить. Наше село взрастило пять воинов – афганцев. Это Соболев Виктор Владимирович, Загороднев Сергей Петрович, Гонцов Сергей Иванович, Щеглов Валерий Александрович, Палачев Федор Иванович. Служил в Чечне Мальцев Юрий Васильевич. Кадровыми военными служат Бугилин Евгений, Чугунцов Алексей Иванович, оканчивает военное училище Садовиков Алексей Сергеевич. Работают в полиции Иванов Виктор Александрович, Иванова Юлия Александровна, Маришин Вадим Владимирович, Пшеничкин Алексей Александрович, Бакушкин Владимир Александрович, Ненашев Виталий Александрович.
    Наша страна сегодня нуждается в сильных и мужественных людях, готовых, если придется постоять за свою землю. «Мало любить Отечество, надо уметь его защищать».



Праздник улицы

    До середины 1950-х годов село Клочки было достаточно большим, протянувшимся почти в одну улицу вдоль Касмалинского бора почти на четыре километра. Тогда оно было полуразваленным. Усадьбы жителей села без оград, занавожены частными и колхозными дворами, которые располагались в то время в черте села. Улицы не освещались, были пыльными, с выбитыми дорогами. В вечерние часы село утопало в полутьме или темноте.
    К концу 1960-х годов село значительно преобразилось: почти все дома были перестроены, их усадьбы огорожены, очищены от навоза, улицы освещены. Автомобильная дорога Павловск-Ребриха-Буканское, которая проходила через центр села, была перенесена на край деревни. Между огородами засыпаны канавы и ямы, произведена сплошная их распашка. По улицам и пустырям посажены деревья и кустарники. Появились цветы. Село похорошело.
   Каждый хозяин усадьбы старался показать себя во всей красе. Это дало зарождение нового сельского праздника – «Праздника улицы». Этот праздник проводился практически ежегодно. Готовилась к нему вся улица, которую чествовали в этот день. Начинался праздник со знакомства с жителями. Право перерезать ленточку предоставлялось старейшему жителю улицы. Ведущие праздника рассказывают о знаменитых людях улицы, их достижениях в труде. Возле каждого такого дома накрыт стол, где хозяева угощают гостей праздника различными яствами: пирожки, стружки, соленья, компоты и т.д.     
    В конце улицы организуется концертная площадка, на которой номерами художественной самодеятельности чествуют знатных людей улицы. Здесь же организована выставка прикладного творчества, цветов. Работает торговая точка. Вручаются подарки по различным номинациям: самый маленький житель улицы, долгожитель улицы, именинники, лучшим цветоводам, за хорошую усадьбу и т.д. Завершается праздник концертом.










Культурная жизнь села


     Важным и очень интересным событием культурной жизни села являлось выступление самодеятельных артистов.
     Открывается занавес. Со сцены слышна хороводная песня. «По лугу, лугу…» - по- девичьи звонко звучат голоса. И перед зрителями встает картина прекрасной русской природы: без конца и края луг, цветы и девушки в нарядных русских платьях, взявшись за руки, плавно ведут хоровод.

     Прежде всего, хочется сказать о самих участниках художественной самодеятельности. Кто они? Все пожилые и даже престарелые колхозники. В женском хоре, который состоит из тридцати человек – 50 и 60-ти летние старушки. Некоторым было и 70 лет. Но не забыта молодость с ее песнями, не потерян сильный, чистый голос, не ушла легкость танца.
    Фекла Григорьевна Аникина запевает: «Скучно мне, сиротинке». Хор дружно подхватывает грустную старинную русскую народную песню. Без музыкального сопровождения, но как красиво переливаются голоса. Хорошо поют престарелые колхозницы. И что не песня, то новый запевала.  «Из-под кустика, из-под камушка» - начинает Евдокия Сидоровна Стародубова, «Во поле» - запевает Анисья Федоровна Мысина. А вот все вместе исполняют «Чья это пшеница?».
    Не отставала от хора пожилых и молодежь. Особо нравились колхозникам лирические песни в исполнении молодых учителей П.С.Борисовой, В.Т.Булавинцевой, Э.А.Штейнбрехер. Пользовался большим успехом В.Т.Загороднев, виртуозно исполнявший песни на балалайке. Подстать молодым исполняли русский перепляс Ф.Аникина и М.Чернова, П.Юдакова и А.Сорокина, Е.Стародубова и Е. Воропаева. 
    С интересом смотрели зрители одноактовою пьесу В.Щеголева «Шабашники». Ведь роль самогонщицы Секлеты играла Антонина Ивановна Сорокина и играла просто замечательно. Правдиво показала образ Хиври А. Щербинина. 
    Зал сельского клуба всегда был полон народа. Люди стояли даже в проходах. Выступление самодеятельных артистов всегда нравилось всем. Многие восхищались:
- Молодцы!
- Вот это старушки!
- И как они сумели организовать такое!
    После каждого исполнения на сцене появлялось невысокая, смуглолицая, в черном платье женщина. Она объявляла новый номер программы. Это Антонина Ивановна Сорокина – председатель сельского женсовета, бывший председатель сельского совета. Это по ее инициативе и был создан хор престарелых и драматический кружок при сельском клубе. 
- Пусть идут старушки в клуб, - говорила А.И.Сорокина, - от жизни отставать не будут, полезным делом займутся. И это предложение было поддержано.

    Самодеятельных артистов всегда награждали дружными аплодисментами, благодарили, желали дальнейших успехов. Они выступали не только в сельском клубе, но и выезжали с концертами в Ребриху, Боровлянку, Зимино, Усть-Мосиху, Подстепное, Рагозиху,
Бурановку.
    В начале 1960-х годов в селе появился свой духовой оркестр со всеми необходимыми инструментами, купленными за счет колхоза. Руководил оркестром музыкант (фамилию узнать не удалось), ранее работавший в краевой филармонии и приехавший в село по приглашению председателя колхоза Панина Прокопия Андреевича. Без выступления колхозного духового оркестра тоже не обходился ни один праздник на селе.  
    У каждой из этих описанных культурных традиций села свое время, свои правила, но каждая из них основана на добре, почитании старших, любви к природе, ко всему живому. Каждый наш день, наши действия стараниями предков сопровождаются какими-то поверьями, приметами. Они незаметно воспитывают в нас желание быть лучше, воспитаннее, терпимее, хозяйственнее.
    В наш модернизированный век Интернета, компьютер занимает все большее место в нашей жизни, посягая на святая святых предшествующих культур – книгу. Современная поговорка «Кого нет в Интернете, тот не существует вообще», достаточно верно отражает общее направление развития культуры. Вот как, например, выглядит иерархия ценностных ориентаций учащихся 9-11 классов (по материалам опроса):
1.    Семейное счастье;
2.    Дружба;
3.    Материальное благополучие;
4.    Любовь;
5.    Успешная карьера;
6.    Порядочность, чистая совесть;
7.    Процветание, благополучие и безопасность страны.
     Наряду с привычными для прошлых поколений ценностями (карьера, материальное благополучие), к счастью, привиты современным детям и вечные ценности: семья, совесть, любовь, дружба. Необходимо знать культурные традиции своего народа, своей малой Родины, чтобы правильно вести себя в различных жизненных ситуациях, используя опыт предков, чтобы не было как в той пословице «Что имеем – не храним, потерявши – плачем».
   Думается, что культурные традиции, описанные здесь, никогда не утратятся. Ведь каждый житель нашего села старается памятные в его жизни события отметить по всем канонам своих предков, может быть, даже не понимая, что следует сберечь основы, на которых будут выстраиваться будущее. Основами для них являются заветы предков, устои рода.
   Живи и процветай наш край родной, что бы мы, и дети наши, и внуки знали свои корни, историю, обычаи, культуру отчей земли. Как гласит народная пословица «Без корня и полынь не растет». А нам есть что беречь, и есть, чем гордится!  






Copyright MyCorp © 2024