Случайное фото

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:





Понедельник, 29.04.2024, 21:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Школьный краеведческий музей истории села Клочки
Главная | Регистрация | Вход
История с.Клочки


История
села Клочки Ребрихинского района Алтайского края.

«Любить свой край, знать его богатства, 
 его особенности, его историю –
 на этих лучших чувствах к разным
местам и воспитывается подлинный
 патриотизм советского человека»
М.И.Калинин.

     Село Клочки расположено на севере Ребрихинского района, северной части Алтайского края по берегам речки Боровлянка, впадающей в Касмалу. К югу от села протянулся один из четырёх на Алтае ленточный сосновый бор, который оказывает большое влияние на климат. Он сдерживает порывы ветра, пыльные бури, несущиеся из Средней Азии. На северо-запад от села раскинулись поля колхоза им.Энгельса. Радует своими красотами лесостепь, переходящая на севере земельных угодий в изрезанную логами местность. Пашня колхоза изрезана бесчисленными берёзовыми рощами и колками, которые кроме красоты создают благоприятный микроклимат, преобразуют пашню и полезащитные лесополосы, выращенные заботливыми руками колхозников.
    Климат села и его окрестностей отличается от климата местностей, соответствующих ему по широте в Европейской части Советского Союза. Сравнительно мало осадков в году, сухой воздух, холодная зима, жаркое, но короткое лето. Средняя температура воздуха зимой также, как и  в местах лежащих далеко на севере, за полярным кругом (тундры северо-запада, южная часть острова Новая земля), а средняя температура июля – как в южных городах (Львов, Ставрополь, Черновцы).
      Обилие тепла и света в вегетационный период, несмотря на сравнительно  короткое лето, достаточно для возделывания позднеспелых сортов яровой пшеницы, сахарной свёклы, южной конопли, огородных  и бахчёвых культур (помидоров, дынь, арбузов). Вызревают многие сорта яблонь, груш, раннеспелый виноград и другие теплолюбивые растения.
      Природные и климатические условия позволяют издавна заниматься земледелием, скотоводством. Как свидетельствуют обнаруженные учёными стоянки древнекаменного века, наиболее древние поселения людей на Алтае относятся во времени около 20-30 тысяч лет назад. Первобытные люди стадами бродили в поисках пищи, укрываясь от холода и диких зверей в пещерах или под навесами ветвей. Позднее появляются у них зачатки скотоводства и земледелия. Люди начинают жить осёдло, поселяясь по берегам рек и озёр. Они продвинулись на север в равнинные (степные и лесные) районы по обеим берегам Оби и её притокам. Развитие скотоводства увеличивает имущественное неравенство. Так складывались в начале небольшие, а позднее огромные феодальные государства у кочевых племён. Власть угнетателей в них держалась военной силой. Так сложились тюркоязычные племена Алтая, которые на протяжении длительного времени попадали под власть то одного, то другого государства.
     После завоевания Сибирского ханства Ермаком русские стали продвигаться в Сибирь. В 1604 году был основан Томский острог (крепость). Русские крестьяне, спасаясь от крепостного гнёта, бежали в Загорья и мирно уживались с алтайцами. Алтайские князья, боясь потерять власть, тоже добровольно стали переходить в подданство России. Процесс этот продолжался с 1609по 1756 гг.
      В начале Алтай интересовал царское правительство лишь как район, богатый пушниной. Но вскоре Алтай превратился в крупнейший в стране по добычи металла. Любознательные русские люди обнаружили рудные залежи. Об этом узнал богатый уральский завозчик А.Н.Демидов и тотчас послал своих людей. Руды оказались богатыми, и Демидов приказал построить Колыванско –Воскресенский, а потом Барнаульский  медеплавительные заводы. В 1744году правительству стало известно, что алтайские руды богаты не только медью, но и серебром и золотом. Тогда царица Елизавета Петровна (дочь Петра1) в мае 1747года забрала рудники и заводы себе. На заводах в то время применялись лишь водяные двигатели, а плавка велась на древесном угле. Поэтому с рудниками и заводами Елизавета присвоила и земли в равнинной части Алтая, где не было руд, но были лес и реки.. Вскоре были построены, на безлюдном доселе месте, новые заводы (Павловский, Алейский, Змеевский). Так началось заселение русскими «пришлыми» людьми района, где находится наше село. Но крестьяне уходили от помещиков в Европейской части России и попадали к самому богатому помещику –русскому царю. Для обеспечения заводов рабочей силой, на Алтай ссылали и перевозили крестьян из центральных районов страны, а также всех переселившихся добровольно и прикрепляли к заводам, заставляя отрабатывать барщину.
     Первое поселение в Клочках относится к 1753 году. Это были насильно переселённые несколько семей и приписанных к Павловскому заводу. Жили они на берегу реки Касмалы, где сейчас находится мельница.
     По данным архивного фонда канцелярии Колыванского –Врскресенского горного начальства установлено, что в «Реестре слобод и Малышевской слободы на 19мая 1753года значится деревня Клочково. В деревне числится 5 душ мужского пола, а именно: Василий Серебренников, Семён Зырянов, Пётр и Василий Клочковы». Эту дату принято считать датой основания села.
     О населении села Клочково говорит выписка из переписи населения в 18-19 веке. Малышевская слобода до 1895года (Шадринская волость –до 1925-26гг.) упоминаются сёла Ребриха, Зимино, Клочково. с.Клочково
 - в нём было населения в мужских душах: 1784г. -48; 1811 -61;   1816 -48; 1834-70; 1858 -84 души.
     Занятия первых жителей нашего села ясно из следующего документа: «Из манифеста Екатерины II от 21 мая 1779года»
Приписанным …к…. заводам крестьянам исправлять как прежде, так и ныне следующие заводские работы, а именно:
1. Рубку куренных дворов.2. Разломку куч и возку из куреней на заводы угля. 3. Рубку дров для обжига флюсов. 4. Возку с рудников добытой готовой руды на заводы, также песков и всяких флюсов. К проплавке руд потребителя. 5. Дело и починку плотин, в том единственно случае, когда те плотины от наводнения или пожаров повреждены будут….
Развитие кроме скотоводства и земледелия, а также неудобство жизни среди леса, заставили жителей перебраться на опушку леса. Немаловажное значение имело и нападение хищников на скот (волки, шакалы, которых в то время было много) при переходе села на новое место.
Первым выселился и поселился на берегу речки Боровлянки крестьянин Клочков со своей семьёй. За ним поселились другие семьи, так село перешло на новое место и стало называться по имени первого поселенца, т.е. село Клочки. Основным занятием по-прежнему оставалось натуральное хозяйство. А также основное время крестьяне уделяли рубке леса и выжигания угля, который на конях доставляли на Павловский завод.
    К середине XIX века усилился кризис крепостничества и на Алтае. Новых заводов не строили, а старые устарели. Уменьшение доходов от заводов царская семья старалась компенсировать за счёт увеличения налогов. Это в свою очередь порождало недовольство крестьян. Отмена крепостного права в 1861году, которое царь на своих землях отменил в последнюю очередь, не принесло фактически даже тех малых свобод, которые получили помещичьи крестьяне. Всё их освобождение заключалось в том. Что барщина была заменена денежным оброком (по 6 рублей с мужской души). В дальнейшем этим оброком облагали всех переселившихся на Алтай. Земли крестьянам оставили только те, которыми они пользовались до 1861года. Так как население стало очень быстро расти (за счёт переселенцев), то земли стало не хватать. 
   Таким образом, и после «отмены» крепостного права, трудящиеся остались в полной зависимости от угнетателей (непосредственно царя), которые их нещадно эксплуатировали. Обеспечение крестьянского хозяйства промышленными изделиями почти не было. Крупные заводы и фабрики царь не разрешал строить на Алтае, потому что для них нужно было топливо. Лес царь берёг для себя, чтобы наживаться на нём. Если такие разрешения и давались, то редко и владелец завода или фабрики. Не испытывая конкуренции. Брал за свою продукцию в тридорого. Крестьяне не в состоянии были покупать промышленный товары и вынуждены были сами прясть, ткать, шить, изготовлять простые орудия труда.
     Медленно развивался капитализм в селе. Хозяйства были примитивными, культура земледелия отсталая. Выделившиеся зажиточные крестьяне увеличивали запашку, разводили много скота. К ним в кабалу попадали разорившиеся старожилы и многие из переселенцев. Но сохранение феодальной собственности царя на землю тормозило развитие капитализма (наиболее прогрессивного способа производства, по сравнению с крепостным). Царь давал кулакам землю и задёшево, но только в аренду. В любое время он мог отнять её.
     Поэтому даже самые богатые не вкладывали средства на улучшение земель, а вспахав один участок, перебирались на другой. Вывоз хлеба обходился дорого, так как никакого транспорта, кроме гужевого, не было. Поэтому кулаки только часть товарного хлеба возили в Барнаул и Павловск, а остальной запасали и в неурожайные годы раздавали односельчанам, закабаляя их. В урожайные годы они забирали за долги хлеб у бедняков по-дешёвке. Оброк и высокие налоги (до 25 рублей на мужскую душу) довершали разорение бедняков и середняков. Много бедняков появилось среди старожилов села, да ежегодно переезжали переселенцы. Всем им нужны были заработки. Кулаки пользовались этим и платили батракам очень мало. Село очень быстро росло и расслаивалось на бедных и богатых. Богатыми были несколько семей (Лаптевы, Юдаковы, Зыряновы, Казанцевы, Буреевы, Дягловы). Которые строили большие «крестовые»дома, имели до десятка коров и лошадей. Остальная часть села имела однокомнатную избу («одно стопку») в лучшем случае двухкомнатную (пятистенок с горницей), одну корову и немногие одну -две лошади, деревянную борону, лукошко для посева, да решето для обработки зерна. Население было сплошь неграмотным. Только в 1894 году община на свои средства выстроила красавицу церковь. (фотографии её найти не удалось) Она была построена на самом красивом месте. Её было видно с любого уголка села. Рядом с церковью была построена двухкомнатная изба, в которой расположилась церковно –приходская школа с трёхклассным образованием. Первым учителем был Иван Константинович Коршунов. В школе был один учитель (село к тому времени уже имело около двух тысяч жителей) В школе учили: русскому языку, арифметики, чистописанию, изучали церковно –славянский язык и закон божий. Учеников занималось 18-20 человек, да и те не могли ходить все «эти зимы». Не было одежды отправить детей в школу. Дети зиму сидели на печи. О дальнейшей учёбе не было и речи. Только в 1903 году рискнули продолжать учёбу в Барнауле двое: Агафья –дочь Шашкова Никифора и сын кулака Лаптева Ивана – Егор. Но они вскоре вернулись, так как приехавший инспектор из центра приказал их отчислить, потому что это дети крестьян. Только через год Агафья Никифоровна поступила в Барнаульскую школу, после того, как её удочерил Клочковский поп отец Никонор Прибытков. Так впервые в Клочках появился свой учитель –Агафья Никоноровна Шашкова. И до последних дней своих она отдала делу обучения Клочковских детей. Ни о какой другой культурной жизни не было и речи. Клочки не получали ни одной газеты. Несколько книг было только у попа. Так и жила деревня в бесправии, нищете и невежестве. Единственным светилом была церковь.
     По вопросу о переселенцах и жизни села яркое представление даёт письмо Миронова Алексея Фёдоровича, уроженца с.Клочки 1904 г.р. Вороняеву Николаю Григорьевичу от 28.01.1971г. (Вороняев Н.Г. был в то время председателем Клочковского с/Совета). Письмо даётся в изложении.
     Дедушка Миронова А.Ф. родился в 1854 году в Рязанской губернии, до 1861 года считался крепостным. После отмены крепостного права он отслужил военную службу и в 1883 году от своей семьи ( а семья вместе живущими на одном подворье насчитывала 40 душ), поехала в Сибирь искать вольные земли. Был в Томском уезде, Бийском, Барнаульском. Для жительства облюбовал с.Клочки. Село было маленькое. Потомственные жители по фамилии: Боборыкины, Пахаруковы, Зыряновы, Чановы, деды и прадеды, которые родились в Клочках..
      Название селу присвоено по его разбросанности, селились без плана, кто где вздумает, там и строится (другая точка зрения по поводу названия села) Когда ходоки сообщили в Рязанскую губернию, что здесь вольные земли и лес для строительства почти никем не охраняется, Клочки стали быстро увеличивать своё население за счёт переселенцев из рязанской и Тамбовской губерний
     Прописка вновь прибывших регулировалась не законодательством, а согласием общества, а делали это так: собирали сход, новичок приносил ведро водки (два ещё лучше). Если вино выпито –значит человек принят, а если вновь прибывший бедный, мало поставил или совсем не поставил, тем отказывали и некоторые оставались без земли до 1917года.
    Занимались в основном хлебопашеством, богатые сеяли по 50-70 десятин, убирали их в основном работники –батраки, бедные сеяли по 2-3 десятины, а некоторые не сеяли совсем, отдавали свою землю кулакам, нанимались батраками, пасли чужой скот или нанимались плотничать, пилить плахи для строительства, этим и кормились.
    Урожаи колебались от 5до 20 ц. с десятины, в зависимости от года. Имущество богатых состояло из хороших дворов, конюшни, скотных дворов, 10-20 рабочих лошадей, 15-20 и более коров, 30 и более овец.
    У бедных же 1-2 лошади, до 2-х коров, но были и совсем безлошадные. Церковь построили в 1894году. Хотя Касмалинский лес очень хорош, однако, большая часть леса привезена из Инского бора. Возили через деревню Мереть и Шелаболиху. Возили только кондовую сосну.
    Первую школу, как пишет Алексей Фёдорович, отстроили неизвестно когда. Он в ней учился в 1 классе в 1913 году. Когда школа не стала вмещать всех желающих учиться, в 1914 году пустовавший общественный дом для псаломщика был переоборудован во второе помещение школы, где он закончил 2-ой и 3-ий классы. Выше 3-его класса в Клочках не учили.
    Но как правило, большинство детей 3-х классов не оканчивали, они бросали ходить учится на втором году обучения. А многие совсем не учились. Учителями были дочь местного попа Анна Никоноровна Прибыткова и дочь крестьянина Агафья Никифоровна Шашкова, а 3-й класс вела Александра Дмитриевна Кудрявцева- приехавшая на жительство в Клочки учительница. Надзор за школой вёл местный священник отец Никонор Прибытков, а по его смерти поп Иваницкий. Учительнице в школе была и вторая дочь Никанора -Лидия Никоноровна.   
   Священник преподавал закон божий, а учительницы преподавали арифметику за 1,2,3 классы и чтение. Много заучивали наизусть стихотворений. Перед началом занятий всем классом, стоя, пели молитву.
     Таких предметов, как биология, география, история, химия, физика в школе совсем не было.
      В 1918 году из Клочков выделился посёлок Верхняя речка (Касабулат), а в 1922 году выделился посёлок Орёл. Количество жителей уменьшилось в Клочках примерно на 250 домов.
     За медицинской помощью обращались к бабкам –знахаркам, так как в селе не было ни больницы, ни медработников.
      Газеты и журналы выписывали поп и учителя. Среди крестьян они почти не распространялись. Науку о земледелии школа не распространяла и она в ней не изучалась. В трёх километрах от села в сторону Шелаболихи была церковная земля (50-100га). Которая находилась в полном распоряжении попа, он сам сеял, имел большую пасеку.
      В Клочках было 4 ветряных мельницы. В 1911 году клочковский купец Лаптев построил на окраине села мельницу с паровым двигателем. Надобность в ветряных мельницах отпала, они долгое время не использовались, а потом были разрушены. В этом письме, как видите, дано представление не только о переселенцах и их положении, но и даётся картина жизни жителей с. Клочки (хотя и недостаточно полно) перед первой мировой войной 1914-1918гг.
       Ещё большие несчастья и разорения принесла война, развязанная царизмом в 1914 году. Ушли из деревни мужчины, остались женщины старики да дети. Стали приходить похоронные и пришло их 54. Хозяйства пришли ещё в больший упадок.
      Известие о февральской революции в Клочки пришло только в марте, от приезжавших с Барнаульского базара. Но в деревне мало что изменилось. В ноябре дошли слухи, что власть перешла в руки рабочих. Но слухи были довольно противоречивы. Да и трудно было неграмотному крестьянину разобраться в множистве политических партий. Только с начала 1918года Советская власть пришла в наше село. Были проведены выборы в сельские и местные Советы крестьянских депутатов, как единственно законных органов власти. Волисполком находился в Клочках (В волость входили: Рогозиха, Боровлянка, Лебяжье и Клочки) Председателем был избран Толстошеев Карп Ефимович. А председателем Клочковского сельского Совета избрали Лосева Алексея Емельяновича.
      Весна 1918 года была необычной. Новая жизнь ворвалась в старое сибирское село, как вешняя вода прорывается через запруду Крестьяне ожидали передела земли. Бедняки с радостью, кулаки с тревогой и озлоблением. Землю делили по едокам. Получили земельные наделы и «неприписные» крестьяне- переселенцы, которые по-старому закону не наделялись землёй. Бедняки получили землю, а чем её обрабатывать? Солнце уже поднималось высоко, появились проталины. Крестьяне собирались у сельского волостного Совета, чесали затылки, думая трудные думы. Советская власть ещё не могла всем помочь, и этим пользовались кулаки. Давая семена, орудия и тягло, прибирали к рукам землю бедняков, а их заставляли работать на себя. Весной 1918года крестьяне, получившие землю «за бором» стали переселяться туда. Так выселился посёлок Верхняя речка (Касабулат)
     Вскоре прошёл слух: приехали в Рубцовскую  степь питерские рабочие и зажили коммуной. И ещё появился конный завод. Отсеялись неплохо в 1918 году. Кто попроворней, успел заготовить лес на новые избы. Жизнь улучшалась, несмотря на все трудности. Но всё явственнее чувствовалось, что это предгрозовое затишье.
     К весне 1918года российская буржуазия объединилась с чужеземными империалистами для борьбы с Советами.
     Используя трудности первых шагов и надвигавшийся голод, они восстанавливали народ против Советской власти. Начали вспыхивать один за другим мятежи. В Сибири вооружённое выступление началось 25мая. К этому времени на Сибирской железной дороге появились эшелоны Чехословацкого корпуса бывших военнопленных. Они, обманутые своими офицерами, подняли мятеж во всех сибирских городах. К ним присоединились местные подпольщики –белогвардейцы.


Copyright MyCorp © 2024