Случайное фото

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:





Четверг, 16.05.2024, 11:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Школьный краеведческий музей истории села Клочки
Главная | Регистрация | Вход
Село 1946 - 1953г. (2/3)


    Библиотекарем в сельской библиотеке долгое время работала Иванова Анастасия Евдокимовна. Она пропагандировала книгу, привлекала новых читателей. Но недостаток средств для пополнения библиотеки новыми книгами значительно сужал круг читателей.
    В селе в первые послевоенные годы не было радио. С новостями знакомились через газеты и журналы. В конце 40-х начале 50-х годов появились радиоприёмники, но они сначала были редкостью, потом постепенно количество их увеличилось. В селе уже в 50-е годы появился радиоприёмник в квартирах в виде черной, вогнутой во внутрь тарелки на стене. Это было большим достижением. Теперь в нашем далеком сибирском селе могли слушать голос Москвы, быстро узнавать новости из жизни страны, края и отдельных районов.
    Электрической лампочки, электросвета в селе ещё не было. В домах жителей вечерами свет давали 5-7-и, редко 10-и линейные керосиновые лампы. Зал в клубе освещал 3-4 десяти линейные лампы. Во время концертов зрители и при таком освещении хорошо видели и слышали самодеятельных артистов. В село приезжали артисты из районного Дома культуры и ставили концерты. Эти концерты были на более высоком уровне по технике исполнения и музыкального оформления. Так же как местные самодеятельные артисты, участники из РДК исполняли частушки на злобу дня, где поощрялись участники-трактористы, доярки, пахари, другие работники и хлестко, насмешливо критиковались лодыри, рвачи, воры, тунеядцы. Частушки всегда вызывали повышенный интерес
 Зрителей, их горячее одобрение, а кое-кого заставляли опускать голову, краснеть, чувствовать себя не в своей тарелке.
    Редко, но были артисты из города, из краевого театра драмы. Зрители смотрели более серьёзные вещи – спектакли на тему недавно минувшей войны, послевоенной жизни на селе, русской классической драматургии. Свое одобрение выражали бурными аплодисментами после окончания спектакля. После окончания войны приходили с фронта оставшиеся в живых молодые солдаты, демобилизованные из Армии. Как уже говорилось выше, село потеряла более 250 человек убитыми и умершими от ран, из них 68 человек – молодежь рождения 1920-1926 годов. Почти каждой семьи коснулось это всенародное горе, в иных семьях на войне погибло 2-3 человека.
    В 1946-47 годах в селе было много свадеб. Свадьбы справлялись скромно, приглашались близкие, родственники, друзья, всего человек 15-20. Некоторые приглашенные приходили со своей водкой, ибо понимали, как трудно жениху и невесте, а также родителям отметить это торжество. Веселья было очень много: плясали, пели песни, поздравляли жениха и невесту, в стакан с водкой бросали хлеб и кричали «Горько!», этим самым заставляли жениха и невесту вставать и целоваться. Причем, спрашивали у них, например, у жениха: «Ты кого целовал?» Жених отвечал: «Марию Степановну». «Ну, поцелуйтесь еще». Спрашивали у невесты: «А ты кого целовала?». «Петра Федоровича». «Ну, целуйтесь еще раз и живите дружно». Только поздней ночью после шумного веселья расходились гости по домам. А на следующий день на работу. И вот вновь созданные семьи после такой скромной свадьбы жили в большинстве своем дружно, у них нарождались дети, которых они воспитывали, появлялись новые житейские заботы. Ремонтировались дома, строились, /хотя и немного/ новые. В течение года – двух большинство пришедших из Армии молодых людей поженились, стали мужьями и отцами.
    Некоторые из демобилизованных пополняли свое прерванное войной образование, учились в заочной школе, экстерном сдавали экзамены за 10 классов и поступали в техникумы и институты, хотя таких людей, к сожалению, было мало. Большинству некогда было учиться. Нужно было работать, заменять женщин и девушек у руля трактора, у штурвала комбайна, работать в поле и на фермах, заботиться о существовании семьи, о хлебе насущном. Сменили солдатскую шинель на гражданскую одежду, а шинельным сукном покрывали полушубки, поверх гимнастерки одевали фуфайку, в солдатских кирзовых сапогах шли в колхоз и выполняли крестьянскую работу, по которой истосковались за годы войны, за годы службы в Армии. Трудные это были годы, но они не могли быть сравнимы с военными – вернулись живыми в свое родное село, жили под мирным небом среди родных и знакомых. Это ли не счастье?!
    Клочковская средняя школа в годы войны была средней школой с десятилетним обучением. С сентября 1945 года она была преобразована в семилетнюю школу. Директором школы с января 1944 года была назначена Линькова Надежда Ивановна. С октября 1945 года по август 1946 года обязанности директора исполнял Шутов Иван Кириллович, которого на этом посту сменил Карпов Сильвестр Савельевич, проработавший на этой должности до 25 июля 1949 года.
    Учителями в это время работала Шмелева /Свирина/ Анна Ивановна, Шутова Наталья Ивановна, Панкратова Нина Григорьевна, Иванова Анастасия Евдокимовна, Юдакова Елена Ивановна, Башкатова Лидия Ивановна, Гришкова Мария Андреевна, Шмелева Мария Ивановна, Линькова Александра Ивановна, Стрига Прасковья Лукьяновна, Касимова Мария Никифоровна, Гришкова Мария Михайловна, Шутов Иван Кириллович, Карпова Галина Георгиевна, приказом от 16 ноября 1946 года была принята на работу преподавателем русского языка и литературы /временно/ Загороднева Наталья Ивановна. В школе также работала Линькова /Дунькова/ Надежда Ивановна, физруком – Загороднев Василий Тимофеевич. В дальнейшем Загороднева Н.И. стала работать в начальных классах, о чем говорит приказ директора школы от 31 августа 1947 года, где она упоминается как учитель 3 «б» класса. В 1947 году учителем немецкого языка была назначена Штейнбрейхер Эмма Андреевна. В 1947 году вместо Загороднева В.Т. физруком школы был назначен демобилизованный из Армии в звании капитана Пантелеев Григорий Иванович. Завучем школы в дальнейшем была назначена Дунькова Надежда Ивановна. Некоторые учителя уезжали из села, вместо них прибывали новые, такие как, Гришкова Елена Андреевна, Колпаков Андрей Дмитриевич, Борисова Прасковья Степановна, Буланцева Нина Петровна и другие.
    В школе среди учителей особое внимание обращалось на повышение профессионального и общеобразовательного уровня, повышение педагогического мастерства. Так, в приказе директора школы от 16 января 1948 года говорится: «Во исполнение приказа крайоно и зав. районо о заочном обучении учителей приказываю:
1. Учительнице Ивановой А.Е. оформиться на заочное отделение Барнаульского педучилища в июне 1948 года и закончить его в 1948 году.
2. Шутовой Наталье Ивановне сдавать оставшиеся дисциплины за 3-й курс педучилища в июне месяце 1948 года.
3. Шутову Ивану Кирилловичу оформиться на заочное отделение в июне месяце 1948 года в учительский институт, который окончить в 1949-1950 годах.
4. Гришковой Марии Михайловне закончить учительский институт в 1949 году.
5. Пионервожатой Башкатовой Лидии Ивановне сдать педцикл в июле 1948 года.
6. Дуньковой Надежде Ивановне оформиться на заочное отделение в институт в 1949 году и закончить в 1951 году.
7. Всем учителям изучить методическую литературу как-то: единый орфографический режим, методические указания по повторению, сборник статей по идейному воспитанию учащихся в городах Москве и Ленинграде к марту 1948 года.
    Систематически заниматься повышением деловой квалификации путем изучения методик преподавания, посещение уроков лучших учителей стажистов, обмена опытом работы и путем постановки докладов на методических объединениях. Приказ объявить всем учителям под расписку».
    Этот приказ говорит о том, что школа постепенно улучшала свой кадровый состав, учителям-предметникам предписывалось учиться и закончить институт, в преподавании учебных предметов использовать лучшие варианты обучения, которые освещались в методических указаниях и разработках, использовать при проведении уроков накопленный опыт внутри школы. Учиться самим учителям – это было требование времени, требованием страны, пришедшей на мирный путь развития.
    В семилетней школе в это время было 13 классов-комплектов, причем первых классов было 3, вторых – 2, третьих – 3, четвертых – 2, пятых – 1, шестых- 1, седьмых – 1. В среднем число учащихся в школе составляло 320-350 человек. Работы было очень много, но учителя успешно решали все возникающие проблемы, учили ребят, учились сами и Клочковская школа была не на плохом счету среди школ района.
    А нерешенных вопросов было очень много. Истрепались, пришли в негодность учебники, новых же выпускалось еще мало. По отдельным предметам в классе было 4-5 учебников, одним учебником пользовались 5-6 учеников. Не хватало тетрадей, карандашей. Характерный штрих – премирование учащихся, имеющих хорошие показатели в учебе, и дисциплине осуществлялось в 1947 году по начальным классам- 5-ю тетрадями и карандашом, по 5-7 классам – 10-ю тетрадями, карандашом и пером. В 1948 году за хорошую учебу премировали уже отрезами на юбку /60-80 см материала/, на брюки, домино, красками, шашками, валенками, а также тетрадями и карандашами.
    Дисциплина в школе поддерживалась как методом убеждения, так и методом принуждения. Практиковался перевод слабо успевающих учащихся в нижестоящий класс. Так приказом № 16 от 7 декабря 1948 года учащиеся 4 класса Баландина Лена, Коротков Петя, Мальцев Гриша были переведены в 3 класс, а учащихся Гонштейн Лида, Зацепина Тася, Юдаков Вова также в 3 «а» класс.
    Приказом № 17 от 9 декабря 1948 года «За плохую успеваемость в учебе, за нарушение «Правил для учащихся» за неоднократное предупреждение директора школы и учителей исключить из школы ученика 5 класса Козлова. За нарушение правил учащихся в школе, за неоднократные предупреждения ученику 5 класса объявлен строгий выговор Каракулову. «Предупреждаю Каракулова, если еще с его стороны будут хоть малейшие нарушения дисциплины, он будет исключен из школы».
    Или приказ № 21 от 9 марта 1949 года: «За нарушение «Правил для учащихся», выразившееся хождением в клуб без разрешения классного руководителя, завуча, директора, а также родителей объявляю выговор Гришкову Валентину, Стародубову Александру, Агафонову Павлу, Ларионовой Анастасии, Логиной Анастасии. Предупреждаю, что в случае повторения этого факта будут исключены из школы. Предупреждаю Карева Виктора и Мысина Анатолия за этот же факт».  Ещё раньше, приказом № 16 от 13 апреля 1948 года «За дезертирство уроков физкультуры учащимся 5 класса Алешину Владимиру, Загородневу Петру, Мысину Анатолию объявляю строгий выговор.  Предупреждаю этих учащихся, если они хоть еще раз нарушат правила поведения, то будут исключены из школы».
    Так поддерживалась дисциплина среди учащихся в школе. Наказывались также учителя за те или другие проступки. Так, приказом № 15 от 10 марта 1948 года «За срыв методического занятия Ивановой Анастасии Евдокимовне, не подготовившей доклад, объявляю строгий выговор».
    Приказом № 28 от 30 мая 1949 года «За самовольный уход с работы 29 мая Ребриковой Лидии Федоровне объявлен строгий выговор».
    Были приказы с вынесением благодарности учащимся за хорошую внеклассную работу, например, «За активное участие в оборудовании биологического кабинета Логиной Тасе, Гришковой Мане – ученицам 7 класса, Загородневу Пете – ученику 6 класса.
    Приказом № 20 от 3 февраля 1949 года «За добросовестное отношение в улучшении преподавания биологии, выразившиеся в изготовлении препаратов, скелетов кролика, птицы, кошки, изготовление таблиц по биологии /зоологии/ объявляю благодарность Колпакову Андрею Дмитриевичу».
    В первые послевоенные годы учащиеся 5-7 классов были направлены на уборочные полевые работы в колхозы. Там они работали на току: чистили ток лопатами, отрабатывали зерно на «Клейтонах», «Ветрогонах», мальчики подвозили на конях снопы к молотилкам БДО, также выполняли другие работы. О посылке учащихся на полевые работы сказано в приказе № 1 от 3 сентября 1945 года. В нем говорится: «По решению райисполкома послать учащихся 5-7 классов в колхозы на полевые работы с 3 сентября 1945 года. Организовать отряды учащихся по колхозам с руководителями:
    Колхоз «Победим» - Сарычева Елена, ученица 7 класса, колхоз им. Шмидта – Гришкова М.М., колхоз «Знамя труда» - Шилкова Т., ученица 7 класса, колхоз им. Энгельса – Шутов И.К., колхоз «Известия» - Денисов Е.П., колхоз «Большевик» - Короткова Т., ученица 7 класса.
    Руководители отрядов полностью отвечали за посещаемость учащихся и их работу. Приказываю своевременно подавать сводки о работе ежедневно к 9 часам вечера.  
Директор школы.     Н. Линькова».
Приказ объявлен под роспись всем руководителям отрядов. Далее следует приказ № 2 от 5 сентября 1945 года, в котором говорится: «За самовольный уход руководителя отряда колхоза «Известия» с работы 4 сентября и несвоевременное представление сводок о работе учащихся на полевых работах за 3 и 4 сентября объявляю Денисовой Е.Т. выговор».
    В 1946 году учащиеся 7 класса также были направлены на осенние полевые работы в колхозы. В приказе № 2 от 10 сентября 1946 года сказано: «В связи с тем, что 7 класс участвует в колхозах на полевых работах: основание-постановление Министерства /образования/ СССР приказываю:
1. Организовать из учащихся 7 класса 2 отряда.
2. Ответственными учителями за отряды Загороднев В.Т. и Шутов И.Т.
3. О работе сообщать сводками ежедневно.

            Директор школы.     Карпов».
    На уборочных работах в колхозах участвовали и учителя. В вечернее и ночное время они работали на току: отрабатывали зерно, насыпали его в мешки, а возчики на бричках отвозили его на «глубинку» в Клочки и в Шелаболиху на элеватор, также трудились на обмолоте снопов молотилкой БДО. Каждый учитель в течение недели не менее двух раз участвовал в этих работах. Конечно, работали не всю ночь, а с 6 часов вечера до 2-3-х часов ночи. Но и за эти восемь часов уставали порядочно и оказывали немалую помощь колхозу. Вместе с учителями работали в ночное время работники сельсовета, клуба, сельпо, маслозавода, почты, лесхоза. Хлеб надо было убрать вовремя и без потерь, и поэтому уборочная страда касалась почти всех взрослых, живущих в селе.
    В дневное время учащиеся 4-6 классов помогали колхозам убирать картофель. Сажали по колядам не очень много, но все-таки сажали. И вот на этой работе использовались подростки 12-14 лет.
    Сахарную свеклу в колхозе не сеяли, кукурузу тоже. Эти культуры были прописаны в колхозах во время освоения целины и после нее.
    При клубе /или сельсовете/ была создана агитбригада, которая готовила концерты художественной самодеятельности и показывала их на полевых станах в вечернее время. Активными участниками художественной самодеятельности и членами агитбригады были учителя такие, как: Шмелева Мария Ивановна, Гришкова Мария Андреевна, Шутова Наталья Ивановна, Шутов Иван Кириллович, Линькова Надежда Ивановна, Шмелева /Свирина/ Анна Ивановна, Загороднева Наталья Ивановна, Борисова Прасковья Степановна, Штейнбрейхер Эмма Андреевна, Гришкова Елена Андреевна, Буланцева /Склярова/ Нина Петровна. В агитбригаду входили также некоторые парни и девушки, которые проявили себя неплохими артистами в художественной самодеятельности. Обычно бригада пешком приходила на полевой стан часа за полтора-два до концерта. За это время шла подготовительная работа, выпускался «Боевой листок», брались данные у бригадиров об ударниках, их показателях в работе, данные о нерадивых лодырях, пьяницах, рвачах и т.д.  Этот материал перерабатывался в частушки на злобу дня и заучивался исполнителями наизусть. Готовилась сцена, с которой выступали сначала с небольшой беседой на тему уборки урожая, касались внутренних событий в стране, международных новостях. После беседы проходил концерт. Характерно, что эти концерты всегда с удовольствием смотрели зрители. Почти каждое выступление /маленькая пьеса, сценка, чтение, сольное и групповое пение/ встречали бурными аплодисментами. Особое удовольствие испытывали зрители при исполнении частушек на «злобу дня». И вот в заключении полилась раздольная русская песня, которую слышали не раз, может быть в гораздо лучшем исполнении, но сейчас она задевала сердце слушателей, звала к чему-то далекому и прекрасному. Дуэт Борисовой П.С. и Буланцевой Н.П. на лирическую тему, соло Штейнбрейхер Э.А. особенно пользовалось успехом у зрителей. Загороднев В.Т. виртуозно исполнял различные песни на балалайке.  Его игра приводила слушателей в удивление - как он так может играть на таком незатейливом инструменте! В коллективе агитбригады в дальнейшем появился и свой гармонист Анихин Николай Павлович. Игра на гармошке, потом на баяне, конечно, далеко была от совершенства, но все-таки это было музыкальное оформление, и оно давало совершенно иное звучание всей программе, чем исполнение под «губную» музыку или ладоши, или балалайку.
    После концерта по распоряжению бригадира «артистов» иногда кормили из бригадного котла, после этого угощения на душе становилось гораздо веселее, настроение поднималось. Гармонист брал в руки гармонь, начинались танцы, в которых участвовали и зрители, и артисты. После танцев начиналась наша сибирская «Товарочка». Здесь уж колхозные девушки показывали настоящий класс. Все свое настроение они изливали в частушках-припевках. Здесь была не только любовь к своему ухажеру, не только сетование на измену парня, но и острая сатира к своей счастливой сопернице. Это проявлялось в такой, например, частушке:

    Грубияночка моя,
    Грубиянка – Яночка,
    Из-под юбки видно юбку,
    Подбери гражданочка.
Заканчивалась пляска пары девушек благодарностью гармонисту за игру:

    Гармонисту за игру
    Я спасибо говорю,
    А ещё тому спасибо,
    Я, которого люблю!
Частушки были разные, в самых различных вариациях. На смену одной пары выходила другая. Эта пара пела частушки, припевки, стараясь не повторить тех, которые пела предыдущая пара. И так пар 6-7 исполняли частушки, причем пляска каждой пары проходила не менее 10 минут. Частушки часто сочинялись самими девушками здесь же, на «кругу». После танцев, игр, плясок артисты собирались домой. Хорошо, если бригадир выделял подводу, чтобы подвезти их до села. Довольно часто приходилось добираться пешком. Отойдя немного от полевого стана, женская половина агитбригады запевала песню, ее подхватывали мужские голоса, и песни пелись все время пути, до села и в селе, пока не расходились по домам. Возвращались обычно часа в 2 ночи. А на следующий день к 9 часам утра на работу. Большой популярностью пользовались песни «Летят перелетные птицы», «О чем ты тоскуешь товарищ моряк», «Под звездами балканскими», «Вася-Василек» и другие. А на следующий день в другой колхоз, и в течение сева агитбригада обязательно бывала в каждом колхозе, а во время уборки не менее 2-х раз была на каждом полевом стане.
    В работе клуба, библиотеки были и недостатки. Об этом говорят материалы Исполкомов сельского Совета, где были заслушан и зав.клубом Сорокина А.Т. и библиотекарь Ростова /Кузнецова/ Анна Сергеевна. В них были записаны пункты о недостаточном внимании со стороны Сорокиной к ремонту клуба, его работе на зимний период. А в нескольких протоколах заседания Исполкома указывается недостаточная работа агитаторов в оформление полевых станов наглядной агитацией, в выпуске стенных газет и «Боевых листовок». Отражалась также недостаточно быстрая и четкая работа агитбригады, которая в начальный период уборки урожая /август/ мало была подготовлена для выступления на полевых станах с концертной программой. Был записан и пункт о том, что на полевом стане слабо работают агитбригады по газетному материалу, не организуются читки газет с целью ознакомления работающих в поле с новостями внутри страны, а также с международным положением. Подчеркивалась недостаточная работа отдельных агитаторов по ознакомлению колхозников с Постановлением ЦК ВКП/б/ и Совета Министров СССР, Крайкома партии и Крайисполком РК ВКП/б/ и райисполкома. Агитаторы плохо готовились к таким беседам, читали постановления руководящих органов без комментариев, без увязки с жизнью и работой коллектива, перед которым они выступали. Были и такие случаи, когда агитаторы свою работу сводили к увеселительной прогулке, придут на полевой стан, выпустят «Боевой листок», в котором дадут один-два примера положительной работы, столько же отрицательной, в течение 15 минут познакомят колхозников с отдельными заметками в газетах и считают свою работу законченной. Отсюда – «Боевые листки» и стенгазеты не выполняли своей мобилизующей роли, были серы и однообразны, не вызывали интереса читателей.
    В работе библиотеки также было немало недостатков, главным из которых было несерьёзное отношение к работе, слабы выбор для беседы из политической литературы, эпизодическое посещение библиотекарем полевых станов для снабжение колхозников художественной литературой, пропаганды книг. Обращалось внимание на соблюдение рабочего дня библиотеки, часов работы её, чтобы колхозники и молодежь особенно могли пользоваться услугами библиотеки в свободное от работы время. Проводились собрания агитколлектива, на которых практиковались отчеты членов агитколлектива о проделанной работе. На заседаниях Исполкома сельского Совета, когда решались вопросы работ агитколлектива, приглашались все агитаторы.
    После подобного рода внушения работа велась в нужном темпе, большинство негативных сторон быстро ликвидировались. Контроль со стороны партийной организации заставлял работать по-настоящему даже «трудно пробиваемых» и «толстокожих» агитаторов, гораздо строже относиться к своей работе. В течение нескольких дней появлялась наглядная агитация, и более содержательные стенные газеты. Агитаторы более живо интересовались работой бригады. Теоретический газетный материал тесно увязывался с жизнью того коллектива, с которым работал агитатор. Кончалась и раскачка агитбригады. Уже через неделю программа концерта была подготовлена, и агитбригада выходила на полевые станы.
    Большим подспорьем для агитаторов в их работе с колхозниками были беседы и лекции, с которыми выступали работники райкома партии, пропагандисты из его аппарата. Они выступали с лекциями и беседами непосредственно перед колхозниками, компетентно отвечали на их вопросы.
    В послевоенные годы дальнейшее развитие получила кооперативная торговля. Председателем сельпо в 1945-1946 году был избран Палачев Федор Семенович, в 1946-1947 году – Юдаков Иван Трофимович, которого сменил Гришков Дмитрий Федорович. Палачев Ф.С. ушел на другую работу, а Юдаков И.Т. был избран председателем колхоза «Большевик». Бухгалтером сельпо в 1946-1947 году был Мысин Иван Иванович, после него работала Летяйкина Анна Максимовна, которую в 1949 году сменил Свирин Федор Николаевич. Контора сельпо помещалась в доме, где сейчас находится изготовительный пункт. Во второй половине дома помещался дежурный магазин. Основным магазином был магазин около конторы, который ещё до революции построил из красного кирпича кулак и купец Лаптев. Продавцом в нем в 30-40-е годы работала Золотарева Александра Никифоровна. Она торговала в этом магазине, /причем все годы почти одна/ вплоть до ухода на пенсию. Жители села с большим уважением относились к своему продавцу. Магазин был смешанный. В левой части торговали продовольственными товарами, в центральной части – текстильными товарами /одеждой/, а в правой части – обувью, различными хозяйственными товарами. Сельпо свои средства для торговли черпало за счет доходов от торговли и за счет паевых взносов от населения. Паевой взнос на взрослого члена семьи был установлен в 100 рублей. Товары повышенного спроса в первую очередь продавали пайщикам в сельпо. Преимущество в приобретении товаров имели полнопайщики, т.е. те, кто полностью внес паевой взнос.
    В 1947 году в стране была проведена денежная реформа. Старые деньги довоенного образца, которые имели хождение и во время войны, в трехдневный срок обменивались на новые по стоимости 1:10, т.е. 10 рублей старых денег приравнивались к 1 рублю новых. Деньги, не обмененные в течение этого срока, теряли свою покупательную способность. Этой же реформой отменялась карточная система, введенная на товары в годы войны. Несколько были снижены цены на продовольственные и промышленные товары. Конечно, их цена была приравнена к стоимости нового рубля, но также были снижены цены на товары на 5-10%.
    В 1945-1946 году промышленное производство страны, которое в годы войны выпускало большей частью продукцию для фронта, для ведения войны, переоснащалась на выпуск продукции для нужд населения. Поэтому в эти годы в магазины даже товаров повседневного спроса поступало недостаточно. В 1947 году переоборудование технологических процессов было в основном закончено, и товары более стабильно и в возрастающих размерах поступали в торговые предприятия. Товаров требовалось много, т.к. за годы войны износились одежда, обувь, пришли в негодность предметы домашнего обихода, дети забыли о конфетах, пряниках, печенье. Даже хлеб в пищу употребляли вперемешку с картофелем, причем картофель составлял большую часть в этом хлебе. Трудно было в послевоенные годы купить такие вещи, как пальто, костюм, отрез на юбку, блузку, мужскую рубашку, шапку, туфли, кожаные сапоги. Но постепенно и эти вещи поступали в магазин, жители села покупали себе обновки. Соль, спички, керосин, нитки, иголки, другие товары повседневного спроса перестали быть дефицитом, и их можно было купить в магазине. К 1950 году основные потребительские товары, как промышленные, так и продовольственные свободно продавались в магазине. Их производство достигло довоенного уровня, а кое в чем и привысило.
    Александра Никифоровна Золотарева- её многие жители звали просто Шура /ненавязчиво подсказывала покупателям, что купить из одежды, обуви, ко всем своим клиентам относилась доброжелательно, понимала их нужды, запросы, и поэтому к её совету односельчане всегда относились с большим вниманием, понимали, что она им советует не только как продавец, желающий сбыть товар и получить за него деньги, но и как человек, хорошо эрудированный в качестве предлагаемых товаров.
    Товары в сельпо по-прежнему завозились с базы Ребрихинского райпотребсоюза. Ни в одном колхозе, ни в сельпо, ни в других организациях автомашин еще не было. Товары завозились на бричках летом, а на санях зимой, в которые впрягались кони. В сельпо было 2-3 пары коней, которые и выполняли эту работу. Из работников сельпо на этих работах постоянно находился Бакушкин Дмитрий Степанович. Он трудился и в годы войны, и в послевоенное время. Из других постоянных работников можно отметить Рязанову (Ковалеву) Таисию Андреевну, которая работала на заготовке сельхозпродуктов. Старожилом сельпо был Чекрыгин Дмитрий Яковлевич, который проработал на одном месте более 30 лет. Постоянно трудились Шашкова Мария Андреевна, Загороднева Марфа Ивановна, Маришина Мария Игнатьевна.
    Излагая историю села кратко. Необходимо остановиться на Клочковском лесничестве. В довоенное время (начало и середина 30-х годов) лесообъезчиками в Клочках были Курносов Алексей Семенович, Козлов Михаил Васильевич, Ушаков, Яньшин Макар Кузьмич, (работал в заречной части села), в Касмалинке - Шарлаимов Антон Архипович, на Баньке – Казаков Тимофей Федорович, в Зеленой Роще – Посашков Василий Савельевич. Несколько позднее в Клочках был образован лесоучасток, который входил в Ребрихинский лесхоз. Все объездчики подчинялись начальнику лесоучастка. Во второй половине 30-х годов начальником Клочковского лесоучастка был Жихарев, который одновременно работал секретарем партийной ячейки Клочковского сельского Совета. У старожилов села этот человек не оставил о себе хорошей памяти, ибо был причастен к массовым репрессиям 1937-1939 годов, в результате которых из села было арестовано и осуждено несколько десятков ни в чем не повинных людей. Среди них были жители села, пользующиеся авторитетом среди односельчан. Сейчас мы не располагаем точными данными, но по мнению ныне живущих и ушедших из жизни людей, Жихарев приложил к этому делу особое рвение, был виновником страданий и даже гибели репрессируемых людей.
    При лесоучастке был создан деревообрабатывающий цех. В нем рабочие делали деревянные лопаты, дуги, бочки, сани, брички и многое другое. Продукция цеха реализовалась на месте колхозам, организациям, местному населению. Рабочими в цехе и на лесоразработках трудились Загороднев Иван Федорович, Логинов Петр Иванович, Логинов Филипп Петрович, Бакушкин Степан, Бакушкин Петр Степанович, Юдаков Григорий.
    Для наблюдения за пожаром в лесу сначала служили высокая сосна, стоящая недалеко от помещения объезда, а потом лесоучастка, на верхних ветвях которой находился пожарник.
    Примерно в 1936-1937 году была построена 30-метровая вышка, что значительно облегчило наблюдение за пожарами в лесу. Вторая (тоже деревянная) вышка была построена в 1970 году, третья, стальной конструкции - в 1985 году. В 1947 году был организован Павловский лесхоз. На базе Клочковского лесоучастка было образовано Клочковское лесничество, в которое входил и Рощинский лесоучасток. Первым лесничим был назначен Кузьменко, который проживал в Рогозихе. Во время войны большинство объездчиков, были призваны в ряды РККА, сражались на фронте. Их заменили жены, которые приняли на себя заботу о лесном хозяйстве. Во время войны стал работать объездчиком Иевлев Тимофей Васильевич, призванный впоследствии в Армию и погибший на фронте, вместо него работала его жена (Иевлева). Лесобъездчиком работала также Лукьянова Анна Васильевна. Старшим объездчиком после прихода из Армии по ранению работал Козлов Михаил Васильевич. Он одновременно преподавал военное дело в средней школе. В конце 1948 года лесничим Клочковского лесничества был назначен Михкельсон Валентин Генрихович, латыш по национальности, потерявший на фронте правую руку. Заместителем лесничего был Кодак Федор Михайлович.

На главную       Далее       Назад      


Copyright MyCorp © 2024